Анна Егорова
Доклад «Ознакомление детей 3–4 лет с ближайшим окружением»
▼ Скачать + Заказать документы
Работать над позновательным развитием детей я начала со второй младшей группы. Дети этой возрастной категории находятся у истоков познания окружающего мира. У них формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни. малыши активно пытаются расширить свой кругозор, хотя как это сделать и какими способами, они еще не знают. Поэтому их позновательные возможности остаются прежними и не позволяют перешагнуть границы ближайшего окружения. Принцип ребенка: «Что вижу, с чем манипулирую, то и познаю». Проанализировав все это, я поняла, что этого несоизмеримо мало, поэтому, опираясь на программу «Радуга», поставила перед собой следующие задачи:
Темочки:
- Младшая группа
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
1. Создавать условия для расширения опыта детей, накопления запаса представлений об окружающей их действительности;
2. Закладывать основы бережного и созидательного отношения к окружающему миру, его явлениям.
Я поняла, чтобы решить поставленные задачи, надо не только создать условия, но и правильно направлять ребенка, постепенно давая ему новые знания. Чтобы поддерживать позновательную активность на должном уровне, необходимо было наполнить трехлетних детей новыми предметами, объектами, явлениями, событиями, которые бы будили его мысли, давали пищу для размышлений. Для этого достаточно было просто увеличить «территорию познания» ребенка, начать выводить его на макроинформационный уровень, что в последствии помогло бы ему развиваться и поддерживать самостоятельную позновательную активность.
В моей работе по ознакомлению детей с окружающей их действительностью, я использовала различные приемы и методы. Одним из таких методов является непостредственное наблюдение – экскурсия. Экскурсия – это особый способ накопления представлений и впечатлений ребенка о мире, который полностью удовлетворяет его позновательные потребности и возможности. Первоначально я познакомила детей с нашей группой, ведь за летний период она видоизменилась. В группе появились новые игрушки, предметы, мебель. Необходимо было объяснить ребятам их целевое назначение. Мы сели в «поезд» и отправились в увлекательное путешествие по группе. Первая остановка была – «строительная». В этом уголке находятся много ящиков с различным строителем. Я объяснила, что можно из него построить, для чего это нужно. Наш «поезд» отправился до следующей остановки. Следующая остановка была «домашняя». Здесь мы рассмотрели уголок с кухонными принадлежностями. Дети как бы очутились на настоящей кухне. Тут находилась посуда, шкаф для нее, кухонная мебель и даже раковина с краном. Я объяснила малышам, как правильно нужно играть в этом уголке, назначение предметов. Остановка «театральная» удивила малышей. Я рассказала, что в течении года у нас будут демонстрироваться театральные представления со сказочными персонажами. Тут же на плечиках висело много одежды, шляпы, и т. д. Это была остановка «ряженая» На вопросы детей, зачем все это надо, я рассказала, что они могут быть артистами, и мы будем устраивать концерты с их участием. На остановке «зеленная» я объяснила, что здесь мы будем наблюдать за нашими растениями, ухаживать за ними, радоваться каждому новому листочку и цветочку. Так мы проехались по всем остановкам: «отдых», «игровая», «рисовальная», «исследовательская», «книжная», «физкультурная». Чувствовалось, что детям очень понравилась наша группа. С помощью игры «Поезд» малыши поняли целевое назначение многих новых предметов, игр, что значительно расширило их познавательное сознание.
Так как в этом году я начала работать над созданием условий для расширения опыта детей, накоплений представлений об окружающей их действительности, то опираясь на программу «Радуга», я запланировала такие экскурсии по детскому саду:
• Прачечная
• Методический кабинет
• Кухня
Очень интересная экскурсия для детей была в прачечную. Моей целью было знакомство детей с сотрудниками детского сада, в частности с трудом прачки. Нас радужно встретили в прачечной. Показали бытовые приборы. Дети с большим интересом слушали, так как им не только рассказывали, но и сопровождали это показом действий. Вечером дети даже изъявили желание помочь маме постирать дома. Я считаю, что такие экскурсии несут для детей огромную познавательную ценность.
Большую заинтересованность у детей вызвала наша минилаборатория. Я выбрала удобное место в группе для познавательного развития. Там я с детьми проводила различные опыты. Внесла емкость для воды и вместе с детьми выяснила, какие предметы тонут, а какие нет. Первоначально знания дети получают на занятиях, а потом путем опытов мы их закрепляем. Познакомила детей со свойствами воды (на холоде замерзает, а в тепле тает). В экспериментах с краской ребята узнали, что она свободно растворяется в воде. В группе в формочки налили воду и взяли с собой на прогулку. В течение прогулки наблюдали за водой. Дети заметили, что вода в формочках стала замерзать и превращаться в лед. Очень понравился опыт со снегом. Когда идет снег, мы любим наблюдать за ним из окна, вспоминая его свойства (белый, пушистый, холодный, искристый, из него можно лепить снежные фигурки. Выйдя на улицу, дети, проявив свою фантазию, стали лепить снеговика. Он получился маленький и забавный, поэтому мы назвали его Снегошей. По окончании прогулки дети предложили взять его в группу. Я согласилась. Мы поставили его на подносе в группе. Проснувшись, дети обнаружили на подносе вместо Снегоши воду. Я спросила у них «Что же случилось со Снегошей». Услышала ответы, что Снегоша растаял, т. к. в группе тепло, поэтому он стал водичкой. Таким образом, в игровой форме я дала детям новые знания по познавательному развитию, в частности о снеге, о его свойствах.
Познавательное развитие дети проходит в различных объектах педагогической деятельности, в том числе и в игре. Использование игры как средства детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. Поэтому я уделяю познавательным играм немаловажное значение. Подобрала игрушки и предметы для игр по сенсорике, где дети могли различать цвета и даже оттенки. Дети с удовольствием играют в игры на различные величины и формы предметов, на классификацию, сравнение и познание внутренних свойств : «Что меньше?», «Чей малыш?», «Чей домик?», «Цвета». Очень нравиться детям игра «Что сначала - что потом?». Я показывала на картинке яйцо, цыпленка и курицу; котенка и кошку, щенка и собаку. Детям надо было расположить картинки в правильном порядке. Также для уголка познавательного развития я подготовила папки на тему: «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы», «Времена года». По теме «Домашние животные» провела игру. Целью было закрепить знания детей о домашних животных, об их внешнем виде, о корме. Дети с удовольствием включились в эту игру. Они имитировали звуки животных, определяли корм каждого из них.
А как дети любят праздники! В течение года, я организую в группе маленькие праздники. В такие моменты дети расслабляются, ощущают внутреннюю свободу. На таких праздниках я раскрываю детям некоторые свойства и качества рукотворных и природных объектов в веселой увлекательной форме. На празднике «Мыльные пузырики» мы пускали мыльные пузыри, они с большим удовольствием бегали за ними и лопали их. Я объяснила им, что если подуть сильнее пузырек будет больше.
Помимо групповых праздников, я обращала внимание детей на подготовку к Новому Году улиц, домов и детского сада. Пускай дети еще не до конца осознают значимость этого события, но важна сама познавательная ценность. Ведь я объяснила, что это за праздник, они задавали вопросы познавательного характера. Меня радовала их любознательность и память, ведь задавая вопросы после Нового Года, малыши отвечали на вопрос «Что такое Новый Год?» полным ответом. Без сомнения устраивая такие праздники, я не только играла с детьми, но и формировала устоявшиеся ценности нашего общества, формируя познавательные алогизмы детского сознания.
На занятиях познавательного развития я продолжила работу над привитием детям любви к окружающему, бережному отношению к живой и неживой природе. Я рассказывала детям о животных и птицах, как каждый из них готовится к встрече зимы: кто засыпает, кто улетает на юг, кто собирает запасы на зиму. Я рассказала о трудностях птиц зимой, и ребята откликнулись на предложение помочь пернатым. Сделали разные кормушки. Из моих рассказов дети узнали, почему для разных птиц нужны разные кормушки. Мы с детьми решили поместить кормушки на участке. На следующий день, выйдя на прогулку, проверяли кормушки, оставляли корм и докладывали новый в пустые кормушки. Очень меня порадовало, что перед прогулкой дети мне напоминали, чтобы я не забыла корм для птиц.
Чтобы наша группа была уютнее и привлекательнее, мы нашли в ней место для «зеленого уголка», где разместили цветы. Сходили на экскурсию в уголок «Окно природы», где растет множество различных цветов, отметили, что горшки у них просторные, земля влажная. Утром дети поливали цветы. Из всего этого я сделала вывод, что растения в группе являются источником радости и внимания для всех, что способствует расширению у детей представлений о мире растений, и формированию бережного отношения к нему.
Загадки позволяют в интересной форме чему-то научить, о чем-то рассказать, закрепить и расширить имеющиеся знания и представления о мире. Большое внимание уделяю загадкам, которые придумываю сама, так как в основном в русских народных загадках главное содержание построено только на внешних признаках предмета, а функция не упоминается.
Я видела реакцию детей, когда вечером, встречая родителей они рассказывали о прожитом дне, показывали свои работы, говорили о домашнем задании. Каждый понедельник у нас начинается с «Утра радостных встреч». Я провожу с детьми беседы о прошедших выходных. Они наперебой рассказывают о своих впечатлениях. Учитывая все это, я проводила с родителями консультации, оформляла родительский уголок. Оформила ширму «Ребенок познает мир». Провела среди родителей анкетирование на тему «Познавательное развитие детей». Результаты не заставили себя ждать. Был заметен интерес со стороны родителей о жизни и успехах в детском саду. Они стали посещать детский сад в Дни открытых дверей, стали больше уделять внимание вопросам познавательного развития. Я заметила, что дети стали больше обращаться с вопросами познавательного характера. Они не только охотно слушают взрослых, но и пытаются сами анализировать объекты, явления, ситуации, делятся своими впечатлениями, заботятся об окружающем мире, и даже в чем то начали проявлять себя маленькими СОЗИДАТЕЛЯМИ!