Cветлана Cтолбова
Доклад «Использование проектно-исследовательской деятельности для достижения образовательных результатов»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в стандарте:
1. Основное отличие нового стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
Публикация «Доклад „Использование проектно-исследовательской деятельности для достижения образовательных результатов“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия;
3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым стандартам, является системно-деятельностный подход;
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед)
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе :
• Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
• Формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);
• Формирование умения составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
• Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся :
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.
Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.
Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.
Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обеих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• умение коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с любым партнером;
• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
• навыки делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
• умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. ;
• умение вести дискуссию;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навыки интервьюирования, устного опроса и т. п.
6. Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• артистические умения;
• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные вопросы.
Виды проектной деятельности :
• Практико-ориентированный (прикладной) проект
• Информационный проект
• Исследовательский проект
• Творческий проект
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что проектно – исследовательская деятельность необходима при работе на любом уроке.
В своей работе использую проектно- исследовательскую деятельность уже третий год. Работа над групповым проектом выполняется по определённому алгоритму.
1. Определение темы проекта
2. Подбор информации
3. Распределение роли каждого участника проекта
4. Составление этапов (плана) проекта
5. Представление самого проекта (защита проекта)
Существует несколько типов проектной деятельности : групповой (коллективный) и индивидуальный. Очень часто в своей работе на уроках класса используем проектно-ориентировочный (прикладной проект). Проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.
Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Форма презентации идёт через отчёт исследовательской экспедиции, путешествия. Например, учащиеся участвовали в гимназическом проекте «Олимпиада - 2014». Дети были поделены на группы. Каждая группа подбирала материал, систематизировала, оформляла и представляла. Итогом работы стала классная газета «Олимпийский - русский». На итоговом занятии каждая группа презентовала страничку газеты. Материал каждой странички содержал фразеологические обороты спортивной направленности, термины, познавательную информацию о спортсменах. Одной из главных задач при работе была отработка орфографической грамотности. Работа над этим проектом была направлена на формирование коммуникативных, познавательных УУД.
Исследовательский проект используется довольно часто на уроках окружающего мира и для участия в конкурсах. Например: для работы над проектом «Мир растений» дети были поделены на группы. Каждая группа получила задание подобрать материал о своём виде растений, оригинально оформить проект и защитить его. При поиске информации учащиеся использовали различные информационные источники, такие как энциклопедии, толковые словари, интернет ресурсы. Дети научились самостоятельно извлекать необходимую информацию. В данном случае формировались познавательные УУД.
Каждый год учащиеся участвуют в городских и краевых конкурсах исследовательских работ и занимают призовые места. Дети самостоятельно составляют план своей работы, находят необходимую информацию в различных источниках, проводят исследования в различных направлениях и защищают свой проект. Формируется учебная самостоятельность.
Информационный проект можно использовать на уроках окружающего мира, математики, литературного чтения. Как форму презентации используем стенгазету, мультимедийный продукт. Например: оформление холла на предметных неделях по математике и русскому языку. Эта работа направлена не только на поиск, анализ, представление информации, но и на формирование эстетического вкуса. При таком виде деятельности формируются как познавательные навыки, так и отношения учебного сотрудничества (коммуникативные УУД).
Пожалуй, самый первый вид проектной деятельности, который очень понравился ребятам в работе - это творческий проект. Его стали использовать в свое работе почти с первых школьных дней. Например: детьми был разработан проект- сценарий праздника «Осенний именинник». Дети сами составили план работы над проектом, распределили роли, девочки показали танцы и научили других, мальчишки пели песни. Кто-то отвечал за работу над газетой к празднику, кто-то за оформление класса, учитель только направлял детей. Получился интересный проект. В процессе этой работы дети учились слушать и понимать речь окружающих, задавать вопросы на понимание, необходимые для сотрудничества с партнёром. Формировалась способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности, учебная самостоятельность. С уверенностью можно сказать, что этот вид проекта самый успешный для работы в начальных классах.
При работе над проектной деятельность в группах возникают иногда проблемы при распределении ролей. Особенно возникают трудности, если в группе несколько лидеров. Учитель сам распределяет детей по способностям.
Исходя из опыта работы, можно сказать, что проектная деятельность является одной из ведущих в достижении образовательных результатов.
Список литературы
1. Методика исследовательского обучения младших школьников -4-е издание, испр. И доп. - Самара: Издательство «Учебная литература»lSBN 978-5-9507-1261-6
lSBN 978-5-393-00498-9Издательский дом «Дрофа», 2010-224с (издательство «учебная литература» 2011)
2. Стандарты второго поколения 2-е издание под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой- Москва «Просвещение»2011lSBN 978-5-09-025236-2