Марина Трофимова
Дизайн-проект «В «Улыбку» за сказкой». Оформление детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по инновационному подходу к созданию предметно-развивающей среды в ОУ для дошкольников.
Творческое название: «В «Улыбку» за сказкой»
Вид проекта: практико-ориентированный.
Публикация «Дизайн-проект „В „Улыбку“ за сказкой“, Оформление детского сада» размещена в разделах
Участники: заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели, младшие воспитатели, родители воспитанников.
Цель проекта: Создание современной предметно-развивающей среды в ДОУ, с учетом ФГТ и ведения инновационной деятельности.
Задачи проекта:
1. Многофункциональное использование всех помещений детского сада.
2. Расширение двигательного пространства, для увеличения двигательной нагрузки.
3. Обеспечение комфортности и безопасности обстановки, выполнение санитарно - гигиенических норм.
4. Учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и пособии в соответствии с возрастом детей;
5. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение.
6. Предоставление возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования.
7. Создание мобильной, трансформируемой обстановки во всех помещениях учреждения, для совместного проектирования и изменения окружающего пространства детьми и взрослыми.
Основополагающий вопрос: Нужна ли гармония в окружающем нас мире?
Противоречия:
•Необходимость самостоятельного получения знаний и навыков - низкая познавательная активность.
•Создание комфортной развивающей среды - недостаточная компетентность педагогов и родителей.
•Потребность в общении - отсутствие умений и навыков.
•Учет ведущих видов деятельности дошкольника – увлечение «школьными» технологиями.
•Малая активность детей в свободной деятельности – открытие для ребенка предметного мира (право на свободный выбор заинтересовавшей ребенка деятельности).
•Необходимость переоборудования помещений ДОУ – разработка и создание индивидуальных модульных проектов.
Гипотеза: Если в детском саду создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса социальному и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры; развитию индивидуальности.
Актуальность: Необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования по информационной насыщенности, осуществление полноценного развития и эмоциональное благополучие каждого ребенка, получение воспитанниками опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Ориентация на требования Федеральной целевой программы развития образования, направленные на необходимость вложения в человеческий капитал и ориентация на идею концепции дошкольного обучения и воспитания, выдвигающей приоритеты приобщения личности ребенка к познанию окружающего мира через самоощущения формирование компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к самому себе. Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.
Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
Этапы проекта:
I этап:
Формирование проблемы, цели задач проекта.
II этап:
Практическая реализация проекта.
III этап:
Подведение итогов.
Создание презентации.
Пояснительная записка
Одно из основных условий психического развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который ребенок усваивает, в том числе и из окружающей обстановки, предметов представляющих собой, наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Учитывая что, в 2008 году коллектив детского сада приступил к осуществлению инновационной деятельности по формированию социально-личностного развития детей, было решено уделить большое внимание качественному формированию такого пространства.
В детском саду на протяжении 4 лет осуществляется дизайн - проект «В «Улыбку» за сказкой», который находиться постоянно в развитии, так как идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям.
Дизайн помещений способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
В детском саду создано единое пространство, гармонично используется среда групповых комнат, кабинетов и залов.
В группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для оформления стен используются светлые пастельные тона, подобрана мебель естественных оттенков, предметы которой гармонируют друг с другом, все оформление в группах исполнено в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений используются так же предметы декоративного искусства. Педагоги продумали, как в группах рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных зон и уголков, учитывая при этом все тонкости. Например: «зона обучения» хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов не копирует школьный подход - они располагаются по-разному: по кругу, буквой «П», «Т» т. е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу.
Предметно-пространственная среда ориентируется на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению. Практические материалы, игры, разрезные картинки по классификации помогают воспитателям использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка, в соответствии с требованиями Программы. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.
Локальные игровые /центры и зоны/ пространства сочетаются по направленности детской деятельности. Например, центры экологического воспитания сочетаются с уголками уединения и отдыха детей.
Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповых комнат, получивших условное название «мини-лаборатория»- подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, грамоте, различных измерителей, альбомов, также дидактических материалов-игр и так далее. Предметный мир обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что, занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами, Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для успешной работы с детьми организована:
- эстетически грамотная среда (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений);
- художественно-декоративная деятельность ребенка. Используются его знания и опыт изодеятельности в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных к пространственно-декоративной деятельности, от кукольно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера;
- наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любования ими.
— «Центры социально-эмоционального развития» в группах вместе с декорациями, масками, костюмами разрешают быстро создать театральную сцену, цирковую арену, сказочный замок и т. д. Воспитателями используется звуковой «дизайн» во время совместной деятельности с детьми, а также перед сном, во время приема пищи: записи звуков природы, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку. Также в центрах представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии, что помогает формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге.
Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр в старших группах располагается недалеко друг от друга. Ниши, ширмы помогают в организации этих пространств. В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями. Здесь же располагаются полка с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомые детям). Все материалы периодически обновляются. Новые книги появляются в соответствии с программой по ознакомлению с художественной литературой, которые дети берут в библиотеке.
Выделены «Центры детского творчества» детские работы присутствуют в оформлении, как групповых комнат, так и на выставочном стенде в коридоре детского сада «Мир глазами ребенка». Каждая группа имеет широкий спектр изобразительных материалов для свободного пользования детьми.
«Центры познавательного развития» в группах сформированы с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий — глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями, дидактический материал по ознакомлению с трудом взрослых и т. д.
Каждый ребенок получает возможность проводить опыты самостоятельно, испытать при этом радость открытия.
«Стена творчества», позволяет детям рассматривать и изучать карты, схемы, буквы и цифры, т. е. «информация», заложенная в среде, не обнаруживает себя полностью, а побуждает ребенка к поиску. С этой же целью в группах размещены стенды с периодически меняющейся наглядностью (рисунки, лабиринты, кроссворды и т. п.). Дети подолгу их рассматривают, рассуждают, высказывают свое мнение.
«Центр сюжетно-ролевых игр», помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций игровую и, в какой-то степени, театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Одним из важнейших условий для реализации экологического воспитания является правильная организация развивающей предметной среды. В детском саду оборудован кабинет экологии, «Зимний сад», в которых занимаются дети совместно с педагогом дополнительного образования. Это прекрасное место для организации различных мероприятий, наблюдений и труда детей. На стенах оформлены большие панно «Подводный мир», «Этажи леса», которые служат не только как оформление, но и являются наглядным материалом для ознакомления с природным миром.
Помещение «Зимнего сада» разделено на несколько функциональных зон: зона для проведения занятий, выставка детских работ кружка «Пимочка», выставочная композиция «Школа Витаминки», а также зоны по уходу за растениями и животными.
Организация развивающей среды играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждает детей заботиться о них.
Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе создана «лаборатория», состоящая из уголка для детского экспериментирования и опытов, содержащая различные природные материалы, оборудование и приборы для экспериментов, предметы рукотворного мира для обследования и преобразования. В «лаборатории» наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду» «Игра цвета» «Вырастим кристаллы», «Мир в цветном стекле» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет малышам применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания.
Рисование для ребенка наряду с игровой деятельностью имеет важное значение, потому что изобразительная деятельность это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Попадая в «Изостудию» дети погружаются в мир прекрасного – картины, декоративно-прикладные изделия, детские работы и работы взрослых способствуют развитию эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества. Наряду с выполнением основных задач программы ведётся работа по ознакомлению детей с народным творчеством и традициями славянских народов. Педагогами ведётся активная работа по созданию в детском саду музейно-творческого комплекса.
Наши педагоги активно внедряют в практику работы с детьми музейную педагогику. Этому предшествовала большая совместная работа с родителями педагогами. В учреждении оборудованы мини-музеи:
- «Русская изба»;
- «Кукольный мир»;
- «Мы будущее Югры».
Все экспонаты в музеях собраны родителями, педагогами, которые периодически обновляются и используются в различных целях.
Для расширения представлений детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства и формирования эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного творчества, а также знаний о традициях и быте народов славянской культуры, педагогами создан мини-музей «Русская изба».
Это воспроизведение деревенского жилого дома. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства, а также макеты. Дети знакомятся с прялкой, веретеном; бабушкиным сундуком, полным «добра». Имеется тут и макет русской печи. Мы устраиваем в «избе» посиделки с чтением стихов, прозы, и все как будто переносятся в ту эпоху, о которой идет речь. Удивительно – прабабушкой утюга была обыкновенная скалка, на нее накручивали вещь, которую надо было разгладить. Здесь же можно увидеть глиняные крынки для хранения молока, а еще чугуны. Чугуны разных размеров, согласно назначению – в одном кашу варили, а в другом – щи, в третьем просто воду грели. Имеется ухват, которым ставили в печь тяжеленные чугуны. Хлеб сами пекли, а в печь формы отправляли при помощи специальной лопаты. Дети знакомятся с «маслобойкой», узнают способ взбивания масла. Можно посидеть на скамье или за столом, узнать, для чего нужны были рушники, скатерти, салфетки. А вот картины, которые вышивались долгими зимними вечерами, под ногами половичек, который был связан с любовью и хранит в себе теплоту души. В «избе» все указывает на то, что гостю – почетное место и лучшие угощения. Дети знакомятся с разными русскими суевериями, слушают историю происхождения оберегов. Все это подводит их к пониманию таких качеств, как доброта, взаимопомощь, дружба.
Привлекается внимание детей к тому, что «изба» соответствует всем архитектурным законам (польза, прочность, красота). Дома строились из дерева и назывались срубами, они были большими, просторными, так как под одной крышей жили и деды, и отцы, и внуки, и правнуки. «Семья сильна, когда под ней крыша одна», - так считали наши предки.
Разнообразный наглядный материал раскрывает перед дошкольниками разные стороны жизни России: ее природу и культуру, события прошлого и настоящего. Организация развивающей среды позволяет проводить с детьми беседы, различные досуги, развлечения. Такие мероприятия учат детей ценить и понимать красоту окружающего мира, беречь народное наследие, вызывают желание создавать такую красоту своими руками, в кружках «Забавушка» и «Русские былины».
Создан мини-музей «Кукольный мир», где представлены куклы, выполненные с использованием различного материала, собранные и изготовленные педагогами, воспитанниками и их родителями. Дети не только осваивают приемы изготовления некоторых кукол, но и знакомятся с историей возникновения каждой из них.
Кукла занимает особое место среди игрушек, потому что она — отображение человека. С ее помощью дети, разыгрывая бытовые сценки, ищут собственное «я». Кукла — это «друг, с которым можно поделиться сокровенными мыслями, горестями и радостями».
Широко в среде детского сада представлена региональная тематика. Это мини-музей «Мы -будущее Югры», в отдельном помещении на третьем этаже, его очень любят дети, здесь проводятся литературные вечера, посиделки, дидактические игры, наблюдения, проекты, акции, народные игры по ознакомлению детей с трудом, бытом, культурой народов ханты и манси и т. д.
Использование регионального компонента в непосредственно образовательной деятельности, играх, развлечениях и других видах деятельности позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем нас мире, воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала, предметов и украшений национального быта народов Севера. Детские работы оформляются на выставке «Югорская долина».
Для обеспечения психического благополучия детей в детском саду действует «Комната психологической разгрузки». Атмосфера психологической комнаты очень важна для ребенка она способствует спокойствию и защищенности. Комната разделена на несколько зон:
игровую;
развивающих занятий;
релаксации и психического расслабления;
консультативной работы;
организационно-планирующей деятельности психолога.
Все функциональные зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей и взрослых.
Для приобщения детей к валеологической культуре была создана комната гигиены «Царство Мойдодыра», в которой находятся дидактические игры, пособия, наглядный материал, нестандартное физкультурно-игровое оборудование, способствующее повышению мотивации дошкольников к получению валеологических знаний, полноценной реализации двигательной активности, профилактике заболеваний, приобщению к ЗОЖ и т. п.
Развивающая среда создается с целью воспитания у детей полезных привычек, сознательного отношения к своему здоровью дети учатся использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. В комнате гигиены собраны экспонаты, знакомящие детей с личной гигиеной, гигиеной питания, гигиеной одежды. Изготовлен объемный макет «Мойдодыра» героя сказки К. И. Чуковского. Все пособия и материалы активно используются при проведении тематических бесед, родительских собраний, дней здоровья, непосредственно образовательной деятельности.
Основы здоровья закладываются с детства. В «Улыбке» широко используются современные оздоровительные технологии. Спортивный зал, медицинский блок, физиокабинет оснащены необходимым оборудованием для физического развития и оздоровления детей, что позволяет решать задачи по формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков по воспитанию личностно-волевых качеств, по формированию у детей валеологической культуры.
Педагоги детского сада «Улыбка» работают над развитием у детей коммуникативных навыков, помогают дошкольникам углубить интерес к социальному миру, расширить представления о микро- и макросоциальном окружении, знакомят с оптимальными формами поведения. В детском саду «Улыбка» функционирует «Комната сказок», где детей ожидает «сказочная гостиная», в которой детей встречает библиотека «копилка сказок», видео- и аудиотека «сказка за сказкой», мини-видеозал «в гостях у сказки», игротека, в которой собраны дидактические игры используемые детьми в самостоятельной деятельности, набор кукол для театрализации, способствующий развитию детской фантазии в придумывании авторских сказок.
В «сказочной гостиной» педагог дополнительного образования знакомит детей с правилами этикета в доступной увлекательной форме, используя специально подобранные авторские сказки. Через сказку раскрывают правила поведения в семье, в коллективе сверстников, на городских улицах, в общественных местах. Видеозал знакомит детей со старой доброй сказкой, которая положительно влияет на психологический климат, способствует развитию положительных черт характера. Знания, полученные детьми в ходе просмотра и прослушивания сказок, закрепляются в процессе обсуждения.
В музыкально - творческом центре детского сада «Улыбка» развиваются способности детей ощущать красоту окружающего мира, потребность выразить свои переживания через искусство: в музыке, танце, посредством театра и художественного слова - все это делает человека прекраснее, утончает способность к восприятию, формирует его внутреннюю культуру.
Наряду с традиционными музыкальными занятиями в учреждении функционирует студия «Ералаш», которая включает в себя вокальный, хореографический и театральный составы воспитанников.
В дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет, основное его назначение - это создание условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Представляет собой комнату сказок, в которой, играя, ребенок знакомиться с правильным произношением звуков. Предметная среда наполнена специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами практически согласуется с уровнем актуального развития ребёнка. Квалифицированную помощь оказывают логопеды, используя разнообразные формы работы с детьми. В кружке «Златоустье» работа с детьми ведется с использованием малых форм фольклора. Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И “невозможное возможно”, когда малышу содействует и сопереживает его наставник.
Территория образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Принцип сезонности значит немало: он дает детям возможность заниматься различными видами деятельности; оздоравливает детей и вызывает положительные эмоции.
В процессе расширения зон творческого, двигательного, эмоционального развития детей коллектив проводит целый комплекс мероприятий по оформлению и озеленению территории: вырублены старые и высажены новые деревья и кустарники, разбиты цветники и аллеи. Все сотрудники детского сада «Улыбки», воспитанники и их родители принимают активное участие в этой работе.
Особое место отводится ландшафтному дизайну, который должен быть рациональным в использовании и значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным для детей и взрослых. Педагогами продуманы элементы декора, озеленения, цветочного оформления, соответствующие архитектурному ансамблю, оригинальны, разнообразны и привлекательны, а их эстетичность, декоративность и стильность сохраняются в любое время года.
Результатом кропотливой работы педагогического коллектива является уникальная «Экологическая тропинка», которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она состоит из отдельных зон, имеющих свое назначение: аллея отдыха с «прудом», на котором плавают лебеди, изготовленные из шин, участок для посадки лекарственных растений (фитоогород, в огороде и двух теплицах выращивается зелень и овощи для подкормки животных из уголков природы. Здесь все создано для детей и ради детей.
Летом радуют глаз нежно-зеленые газоны, кустарниковые растения, на фоне которых цветут петунии, георгины, люпины, календула. До поздней осени на территории детского сада цветут яркие астры, бархотки, хризантемы. В вертикальном озеленении преобладают вечнозеленые деревья: сосны, ели. Кроме хвойных пород имеются листопадные деревья — рябины, осины, березы.
В целях организации досуга воспитанников на территории расположены мини-стадион и игровые площадки, зона асфальтных игр.
При построении предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:
Принцип активности самостоятельности, творчества - позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
Принцип динамичности - позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием предметного наполнения.
Принцип гибкого зонирования - позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов - визуальное оформление предметной среды.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого - позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
Принцип открытости - закрытости - позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса детский сад «Улыбка» имеет неповторимый облик. Построение развивающей среды с учетом этих принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.
Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов явились:
o Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
o Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.124903", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24;
o Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
o Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
o Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);
o Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).
o Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
o Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.
o Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
o Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
o Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.
o Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003
Педагогическим коллективом детского сада «Улыбка» создана, предметно-развивающая среда способствующая обогащению учебно-воспитательной работы с дошкольниками, обеспечена целостность педагогического процесса и качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников.
Перспективы:
Создание в группах центров «Путешествие в прошлое».
Оборудование площадки по обучению детей правилам дорожного движения.
Переоформление цветочных клумб на трех прогулочных площадках /замена грунта, декоративное оформление