Екатерина Ботова
Дидактическое пособие «Занимательные матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательные матрёшки
Ведущей деятельностью ребенка младшего дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, немаловажную роль в воспитании и развитии ребёнка я отвожу народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.
Дидактическое пособие «Занимательные матрёшки» ориентировано на детей младшего дошкольного возраста. Состоит из 6 матрёшек разной величины и цвета, и вкладываются друг в друга. Каждая матрёшка имеет определённого вида застё жку: замок – молнию, липучки, пуговицы, завязки.
Публикация «Дидактическое пособие „Занимательные матрёшки“» размещена в разделах
Это пособие я разработала исходя из своего опыта работы.
Целью многофункционального пособия «Занимательные матрёшки» является:
– развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса к математике у детей младшего дошкольного возраста.
Данное пособие способствует :
– развитию мелкой моторики рук;
– обучению самостоятельному одеванию;
– закреплению сенсорных эталонов (внутри геометрические фигуры, также закреплять цвета, упражняются в определении тёплой и холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к тёмному, и наоборот, выкладывать по возрастанию и убыванию по величине.);
– развитию умения понимать количественную характеристику (Одна матрёшка, много матрёшек, соотношение цифр с количеством, разнообразные математические задания;
– развитию зрительного внимания и памяти, например «Какой матрёшки не стало?;
– развитию речи, логического мышления, воображения, пространственного мышления.
Пособие можно использовать в работе, как со всей группой детей, так и с подгруппой, а также в индивидуальной работе, самостоятельных и сюжетно – ролевых играх.
В своей практике я часто использую пособие, как сюрпризный момент.
Работа с многофункциональным пособием «Занимательные матрёшки» на данном этапе позволила добиться определенных результатов:
– дети овладели количественными операциями в пределах числа пять;
– умеют сравнивать группы предметов в пределах пяти;
– устанавливают элементарные сходства и отличия предметов;
– ориентируются в понятиях «высокая», «низкая», «большая», «маленькая» и т. д.
Для данного пособия в группе имеется картотека с множеством развивающих и дидактических игр, приведу некоторые из них:
Дидактическая игра «Сосчитай матрёшек».
Задачи:
– расширять и углублять представление детей о количестве предметов и счете.
Ход игры:
Дети, сегодня у нас в гостях Буратино, он просит помощи. Ребята из соседнего детского сада подарили ему матрёшек, а он не знает сколько их. Дети считают матрёшек и отвечают на вопросы воспитателя.
Дидактическая игра «Расположи матрёшек по величине».
Задачи:
– развивать умения детей выполнять сравнение предметов по высоте, результаты сравнения отражать в речи словами «выше», «ниже» «высокая», «низкая»;
– закрепить умение пользоваться приемом наложения и приложения их друг к другу, раскладывать в возрастающем и убывающем порядке, сравнивать матрёшек по высоте.
Ход игры:
На столе в хаотичном порядке разложены матрёшки. Воспитатель дает задание: посмотри и разложи матрёшки по величине.
Дидактическая игра «Найди различия».
Задачи:
– продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются).
Ход игры:
На столе разложены матрёшки. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на матрёшек и найти, чем они отличаются друг от друга.
Дидактическая игра «Лабиринты»
Задачи:
– развивать умение концентрировать внимание, связную речь, сосредоточенность, наблюдательность, самоконтроль.
Ход игры:
Воспитатель показывает матрёшек и предлагает детям помочь им встретиться по линиям. Сначала предлагает детям следить за линиями глазами. Если задание, выполнено верно, переходим к следующему. Если ребята не справляются, пусть попробуют пройти по лабиринту с помощью указки (своего пальчика).
Подвижная игра «Беги к матрёшке»
Задачи:
– развивать двигательную активность и умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках. Взрослый с матрешкой садится напротив детей. Воспитатель обращается к детям и говорит:
«Бегите к матрешке!».
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Молодцы, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад и садятся на стульчики. «Отдохнули?» – спрашивает взрослый. «Ну, бегите опять к матрешке. Кто первый? Кто быстрее?»
Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребёнку, используя пособие «Занимательные матрёшки». В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания.
Дидактическое пособие «Весёлые матрёшки» многофункционально и универсально в применении, мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно к изготовлению, имеет общеразвивающей и коррекционный эффект, что соответствует ФГОС ДО.
Универсальность пособия «Занимательные матрешки» заключается в возможности применения его в разных формах организации образовательного процесса:
– организованная образовательная деятельность;
– в режимных моментах;
– самостоятельной деятельности.
В организованной образовательной деятельности процесс обучения с помощью пособия становится более ярким, наглядным.
В режимных моментах с помощью пособия организуются :
– подвижные игры малой подвижности, игровые упражнения, чтение потешек, стихотворений, физкультурные минутки, пальчиковые игры;
– анализ проблемных и игровых ситуаций;
– дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Плоскостные «Занимательные матрёшки» не имеют острых углов, что свидетельствует о том, что это пособие безопасно.