Гульнара Скорюпина
Дидактическое пособие «В сказочном городе»
Дидактическое пособие - развивающая панель «В сказочном городе» (бизиборд)
Современный ребёнок всё также любознателен и активен в познании окружающего мира. Но часто эта активность ограничена рамками родительского смартфона или игрового планшета. Как следствие – ребёнок мало разговаривает (ведь компьютеру не нужен собеседник, недостаточно развивается моторика рук (нажимать на кнопки не составляет особого труда, ребёнку нет необходимости добывать знания (на экране есть все подсказки). А ведь малышу важно действенно знакомиться с миром, проявлять инициативу, искать пути преодоления трудностей.
Первые годы жизни ребёнок познаёт окружающую его действительность опытным путём – путём прикосновений и манипуляций предметами. В этот период немаловажным является безопасность юного исследователя. Включатели и замочки, крючки, прищепки и электророзетки – все эти замечательные вещи весьма притягательны для ребятишек. Идея совместить интересные детям и опасные с точки зрения взрослых предметы, была предложена педагогом - психологом Марией Монтессори. Эту разработку называют «развивающим стендом» или «бизибордом». Существует много разновидностей обучающей панели – классический бизиборд в виде стенда, бизикуб, развивающий домик. Есть стационарные и переносные модели. Варианты для девочек и мальчиков. Тематические модули и мягкие модели.
Данное игровое пособие успешно зарекомендовало себя в работе с детьми младшего возраста (также очень полезно для детей с особыми возможностями в развитии). Игровая панель является полифункциональным пособием. В процессе выполнения игровых заданий у малышей развивается мелкая моторика, ловкость, тактильное восприятие, усидчивость и внимание. Игра стимулирует познавательную деятельность детей; развивает логическое мышление и творческое воображение; влияет на развитие положительных эмоций от результата деятельности; выступает, как средство саморазвития ребёнка. Дети учатся играть вместе, помогать друг другу.
Таким образом, мы видим, что бизиборд, как дидактическая игра позволяет решать многие вопросы всестороннего развития ребёнка, и полезен для детей с ОВЗ. Поскольку в нашей группе есть "особенные" детки, был разработан и выполнен игровой бизиборд «В сказочном городе». Мы старались подобрать такие игры (игровые упражнения, чтобы они удовлетворяли интересам всех детей.
Основа игровой панели – деревянная доска с функциональными дверками. На основу надёжно прикреплены различные детали для манипуляций и обследования. Также прилагаются разноцветные шнурочки, цветы, съёмные элементы на "липучке", фигурки зверей и птиц их фетра.
Предлагаю Вашему вниманию любимые игры наших детей:
"Весёлый шнурочек"
Задачи: учить зашнуровывать и завязывать узелок (впоследствии - бантик). Развивать мелкую моторику.
Ход: Педагог предлагает ребёнку зашнуровать "мостик" и завязать бантик.
"На дверях висит замок"
Задачи: развивать мелкую моторику и закрепить основные цвета.
Ход (варианты):
1. Педагог предлагает ребёнку открыть замочек и посмотреть (назвать, кто живёт в домике, какого цвета дверка в домике.
2 Педагог предлагает ребёнку открыть дверь определённого цвета, назвать жильца.
"Гусеничка"
Задачи: закрепить основные цвета, уточнить понятие вверх-вниз, дать понятие «много-один- два». Развивать мелкую моторику.
Ход (варианты):
1. Педагог предлагает ребёнку показать красную (белую,.) бусину на гусенице.
2. Педагог предлагает передвинуть все бусины вверх (вниз).
3. Педагог предлагает передвинуть только одну (две- много) бусину.
"Радуга над городом"
Задачи: уточнять основные цвета, обогащать активный словарь, развивать мелкую моторику.
Ход (варианты):
1. Педагог предлагает ребёнку развязать ленточки, а затем снова завязать.
2. Педагог предлагает ребёнку развязать бантик красного цвета, а затем снова завязать красные ленточки. Усложнение: завязывание бантиков.
"Кто где живёт, кто как поёт"
Задачи: закрепить основные цвета, развивать правильное звукоподражание, активизировать речь, развивать мелкую моторику.
Ход:
1 Педагог предлагает ребёнку сказать, как пищит мышка…
2 Педагог предлагает ребёнку открыть синий домик и сказать, кто в нём живет и как кричит.
"Новоселье"
Задачи: учить понимать и выполнять простую инструкцию.
Ход: Педагог предлагает ребёнку «Мышонок просит поселить его в жёлтый (красный,.) домик».
"Крутилки"
Задачи: закреплять основные цвета, развивать мелкую моторику.
Ход:
1. Педагог предлагает ребёнку закрыть все «крышечки».
2. Педагог предлагает ребёнку открутить все «крышечки».
"Выглянуло солнышко"
Задачи: учить определять погоду, обогащать активный словарь, уточнять времена года.
Ход:
1. Педагог предлагает ребёнку «сделать» солнышко, и сказать какая погода (солнечная погода).
2. Педагог предлагает ребёнку «сделать тучку», и сказать какая погода (дождливая погода).
"Подбери дорожку по цвету"
Задачи: закрепить основные цвета.
Ход: педагог предлагает ребёнку найти каждому персонажу свою дорожку.
"Цветы на пуговках"
Задачи: закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику.
Ход: педагог предлагает ребёнку застегнуть на пуговку цветочек.
"Расскажи сказку" (пальчиковый театр)
Задачи: уточнить сказку "Колобок" ("Теремок", развивать связную речь.
Играют: 2 - 5 детей.
Ход:
1. Педагог рассказывает и показывает сказку "Колобок".
2. Педагог предлагает детям надеть на пальчик героев сказки и рассказать сказку
Вариант: дети придумывают свои сказки, сценки