Оксана Лобанова
Дидактическое пособие на магнитной основе «Составь предложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие на магнитной основе «Составь предложение»
В дошкольном возрасте в работе над развитием речи на первый план выступает задача формирования у детей навыков построения разных типов предложений, умение соединять их в связное высказывание.
Представляю вашему вниманию дидактическое пособие на магнитной основе «Составь предложение»
Публикация «Дидактическое пособие на магнитной основе „Составь предложение“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры с магнитами
- Составь предложение. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2014
,
целью которого является формирование у детей дошкольного возраста умения правильно составлять распространенные и нераспространенные предложения с помощью наглядных моделей.
Процесс изготовления пособия не сложен :
1. Вырезать из картона прямоугольные формы и обклеить их цветной клейкой бумагой синего цвета.
2. Сделать прорези в больших прямоугольниках и вставить в них прямоугольные формы меньшего размера белого цвета.
3. На белые прямоугольники наклеить плоские магниты.
4. Найти картинки и схемы слов-действий, предлогов, предметов (распечатать их, заламинировать и вырезать, сделав одного размера в соответствии с размером белых прямоугольников, приклеить к ним плоские магниты с обратной стороны.
В работе с пособием можно выделить несколько этапов работы по формированию навыков построения предложений.
1 этап (младший дошкольный возраст). Развитие у детей умения строить предложения разных типов - простых и сложных. С этой целью используем наглядные модели – картинки и схемы действий,
предлогов
и предметов
это облегчает процесс составления предложения для ребенка. Сначала дети знакомятся с ними, отвечают на односложные вопросы, запоминают их наглядные обозначения, например:
-Что делает спортсмен? - Бежит.
- Где лежит яблоко? – На столе.
- Какого цвета мяч?- Красного
Дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений.
Например, упражнение «Закончи предложение» формирует умение строить распространённые предложения :
- Медведь какой? – Большой.
- Медведь собирает что? - Медведь собирает грибы.
- Собирает грибы где? - В лесу.
- Повтори предложение. – Большой медведь собирает грибы в лесу.
2 этап работы с пособием (средний дошкольный возраст). Формирование у детей умения правильно строить предложение и использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчинённых предложений.
Например, упражнение «Закончи предложение» развивает умение составлять словосочетания, предложения с глаголами.
- Миша включил кран с водой, он будет… рисовать.
Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений способствует специально разработанные приёмы, например:
• Составление сложносочинённых предложений по двум картинкам или схемам (сначала по образцу взрослого, а затем самостоятельно)
• Самостоятельное придумывание ребёнком предложений.
3 этап (старший дошкольный возраст). Формирование у детей умения строить простые и сложные предложения, употребляя правильный порядок слов, согласовывая слова в предложении, пользуясь прямой и косвенной речью. Это:
• Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.
- Какая сегодня погода? (Хорошая)
• Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.
Кошка залезла под стол. – Откуда вылезла кошка? (Из-под)
Таким образом в игровой форме у детей формируются навыки построения разных типов предложений, умение соединять их в связное высказывание.