Анна Гусельникова
Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Лира»/корпус «Светлячок»
Дидактическое пособие
«Многофункциональная ширма»
Авторы : ГУСЕЛЬНИКОВА АННА АНДРЕЕВНА,
воспитатель
КОРЕКОВА ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА, воспитатель
Оса, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Дидактическое пособие „Многофункциональная ширма“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
Вводная часть. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день является особо актуальным.
Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ– принцип гибкого зонирования. «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной» (В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина).[1]
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, способствовать двигательной активности, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и иметь возможность для уединения детей.
Многофункциональная ширма способствует организации деятельностного подхода к образовательному процессу, содействует обеспечению благоприятного психо - эмоционального климата в группе, реализации образовательных задач в разных видах детской деятельности.
Цель: оптимизация предметно-пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.
Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:
• Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
• Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
• Способствовать развитию мышления ребенка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
• Формировать элементарные математические представления;
• Работать над звукопроизношением и связной речью;
• Закреплять представления о характерных признаках времен года.
Прогнозируемый результат:
• Повысится уровень познавательной и речевой активности детей.
• Дети будут проявлять самостоятельность и инициативность в применении пособия.
• Содержание сюжетно-ролевой игры обогатиться.
• Общение детей со сверстниками станет более активным и доброжелательным.
• Поддержание эмоционального комфорта в группе.
Методика использования ширмы
Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см. Состоит из трех частей: центральная (65 см на 135 см, от нижней до средней трубы – 87 см) и боковые части (55 см на 135 см). К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.
Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм или украшения, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы.
Так же был подготовлен печатный материал для ширмы, для театра на «липучках», изображения для сюжетно-ролевых игр, пособия из фетра (на развитие элементарных математических представлений, для сюжетно-ролевых игр, а так же для календаря наблюдения за погодой). (Приложение 1)
Варианты использования многофункциональной ширмы
• В организации сюжетно-ролевых игр (магазин, больница, парикмахерская, семья, библиотека, столовая, почта и д. р.)
• В беседах с детьми по лексическим темам
• В непрерывно-образовательной деятельности для развития элементарных математических представлений; формирования целостной картины мира.
• Для самостоятельных игр детей и совместной деятельности детей и взрослых
• Для уединения
• Использование ширмы как маркер игрового пространства (разделение игрового пространства, использование ширмы в сюжетно-ролевых играх)
• В организации театрализованной деятельности (Приложение 2)
Данное пособие можно использовать в индивидуальной деятельности, в работе в мини-группе, а также со всей группой.
Описание опыта работы с использованием дидактического пособия – «Многофункциональная ширма»
На подготовительном этапе (апрель – август 2019 год) создавалась ширма, как маркер игрового пространства: разделение игр детей по интересам, сюжетно-ролевые игры (семья, почта, театрализованная деятельность.
На основном этапе (сентябрь 2019 – февраль 2020 года) разрабатывались возможные варианты использования ширмы в детской деятельности, не только как маркер игрового пространства, но и как многофункциональное дидактическое пособие. Реализовывалась система работы с данным пособием. Велось педагогическое наблюдение за игрой детей.
На заключительном этапе (март-май 2020 года) подводятся итоги, обобщается опыт и транслируется на разных уровнях.
Заключение
Многофункциональность ширмы служит мотиватором развития самостоятельности и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, обогащения содержания сюжетно-ролевой игры, формирования коммуникативных навыков старших дошкольников.
По результатам педагогического наблюдения прослеживается положительная динамика. Результаты представлены в Приложении 3.
Перспективу видим в дополнении ширмы атрибутами на темы «Профессии 21 века», «Планета, страна, город», по замыслу детей.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1. Денисова Татьяна Владимировна, Болдышева Елена Сергеевна, учителя-логопеды, ГБДОУ Детский сад №74, г. Санкт-Петербург, Россия. Маркеры игрового пространства. Конструируем игровое поле своими руками: фотографии и рекомендации (https://pedsovet.su/dou/5855_igrovoe_prostranstvo)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : УЦ Перспектива, 2014
Приложение 1
Многофункциональная ширма
Первая секция: Имеет прозрачные карманы: форматов А4 – 2 шт. и 3 кармана формата А5, но не глубоких кармана. Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности (ООД, в организованной совместной деятельности (СОД, для демонстрации дидактических картин, наглядного пособия, различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира. Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики.
Вторая секция ширмы : Эта часть имеет шторки, окно и плиту из ткани, которые при необходимости можно убрать. Данная секция может использоваться в совместной организованной деятельности, самостоятельной деятельности детей.
Третья секция ширмы : Эта часть имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы-липучки (5 полос, предназначенными для прикрепления дидактических картинок, счетного материала, а также для показа театра на фланелеграфе. Секцию можно использовать во время организованной образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей. Через организацию непосредственно образовательной деятельности мы сможем обучать детей грамоте, формировать элементарные математические представления, целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребенка, развивать творческую активность. Работая на этой части ширмы, также можно проследить интеграцию всех образовательных областей. Так же внизу имеются глубокие карманы для наглядного материала.
Четвертая часть ширмы имеет почтовый ящик, который можно использовать для сюжетно-ролевых игр (семья, почта). Так же его можно использовать для формирования целостной картины мира, изучая профессию почтальон.
Пятая часть ширмы : Имеет простроченное окно и клумбой под ним. В зависимости от времени года клумбу можно менять (т. е. имеется сменяемость: первоцветы, летние цветы, зимой и осенью клумба может быть без цветов). При желании имеется специальная накидка, которая закрывает окно, крепится на липучках и получается ширма для показа театра.
Шестая часть: на ней изображено дерево которое дети украшают с помощью предметов которые свойственны для разных времен года. (осень- цветные листочки, грибы в корзинке; зима-дерево без листьев со снежинками; весна-дерево зацветает и в корзинку кладут первые первоцветы; лето - зеленые листочки, а в корзине появляются ягоды). Для этого есть специально заготовленные детали из фетра.
Приложение 2
Варианты использования многофункциональной ширмы
• Закрепление знаний детей о характерных признаках времн года.
• Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть.
• Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам.
• Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр
Парикмахерская
Больница
Магазин
• Ширму можно использовать в НОД как дидактическое панно
• Театрализованная деятельность
• Календарь года