Получи документы

Дидактическая разработка «Тряпичная кукла»

Ольга Мастьянова
Дидактическая разработка «Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы

Лучшая разработка дидактической игры по нравственному воспитанию!

Цели по возрастам:

Младший дошкольный возраст

- развитие у детей: стремления познавать предметы народного быта,

знакомиться с историей куклы, познание фольклора, использовать

тряпичную куклу в игре.

Средний дошкольный возраст

- развитие у детей: стремления познавать историю и культуру родного края,

умения использовать считалки, запевки, заклички во время проведения

народных игр и праздников, развития творческих и речевых способностей.

Старший дошкольный возраст

Публикация «Дидактическая разработка „Тряпичная кукла“» размещена в разделах

- развития у детей: желания познать и сохранить культурное наследие своего

народа; интереса к изготовлению народной куклы; умения играть и

организовывать народную игру.

Рекомендации по использованию в образовательной практике:

Народные куклы являются частью традиционной культуры, они несут в

себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном

укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения

воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь

современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать,

творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная

традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет

познавательную и образовательную роль. Тряпичная кукла – кладезь

народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего

народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду,

уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть

великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и

уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла – это не только

основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство

обучения и воспитания детей. На современном этапе развития общества

традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её

познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной

лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и

возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности

ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность. Дети знакомятся с

обычаями и традициями народа, с историей народной куклы игровых кукол,

с народным костюмом. Представленная дидактическая игра «Рукотворная

тряпичная кукла» может быть использована для реализации таких

образовательных областей как: «Речевое развитие», «Познавательное

развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социальнокоммуникационное развитие». По желанию детей игра может быть

использована в утренние и вечерние часы, во время совместной игровой

деятельности педагога с детьми. Соприкосновение дошкольников с

народным искусством и историей помогут развить духовные потребности,

повысить интерес к истории своего народа, воспитать чувство привязанности

к своей Родине. Содержание игры разработано с учётом ФГОС ДО, а так же

условий, созданных в ДОО. Данную игру могут использовать воспитатели,

родители.

Дидактическая игра «Собери русскую тряпичную куклу»

Цель: Обогащение представления детей о русской народной тряпичной

кукле. Воспитывать чувство уважения к народным традициям, обычаям.

Материал: иллюстрации с изображением народных кукол; тканевые и

кружевные заготовки, синтепон, вата, ленточки, тесьма.

Количество игроков: в игре может участвовать 3 - 5 детей

Краткое описание хода игры:

Игровое задание: собрать из кусочков ткани, народную тряпичную куклу

1. Игрок рассматривает образец, на котором изображены народные куклы.

2. Выбрав образец любой понравившейся куклы, играющий должен не

только назвать куклу, но и предоставить информацию о ней.

3. Затем собрать её.

4. При сборке заготовки - кусочки ткани соединяются нитками, или

пряжей, или ленточками. На голове завязывается платок, очелье или волосы

из пряжи.

5. В дальнейшем, ребенок может проявить фантазию и выдумку в

составлении своей уже куклы.

Дошкольники могут рассказать стихи про кукол, пословицы и поговорки,

спеть колыбельную для детей 3-4 лет можно предложить театрализованную

деятельность, по мотивам русских народных сказок. Можно предложить

найти такой же лоскуток ткани (по расцветке) на платье тряпичной куклы. В

соответствии с ФГОС ведущее место в жизни ребенка в дошкольном

учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том

числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных

игр зависит от создания соответствующей предметно – игровой среды,

обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой

культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, помогут

сохранить у детей здоровье и ценности человеческих отношений, воспитание

чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к народной культуре

Из истории тряпичных кукол

Первой куклой в жизни ребёнка, участница таинства его рождения –

Кувадка. Считалось, что во время рождения ребёнка отец должен взять в

руки такую куколку и ходить вокруг дома (бани, чтобы отвлечь злых духов

от матери с ребёнком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного.

Основанием такой куклы служит свёрнутый и скрученный в трубочку кусок

любой ткани. Первая кукла ребёнка, которую клали к нему в люльку — была

ПеленашкаДля неё обычно бралилоскуты старой заношенной одежды.

лоскуток и делала куклу Бессонницу и приговаривала: «Сонницабессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой» Ребёнок

зажимал куколку в руке и засыпал. Иногда Бессонницу клали малышу под

подушку, чтобы ребёнок мог рассказать ей сказку или какой-нибудь

секретик.

Кукла Лихоманка похожа на Пеленашку, но в её основе лучина (сучок или

ветка) обтянутая тканью. Такую куклу делали под заговоры от недугов,

болезней, весенней лихорадки. Считалось, что сестрица-трясовица, увидев

такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека.

Купавка – это кукла одного дня. Купавка олицетворяла начало купаний, её

сплавляли по воде, чтобы привязанные к рукам куклы тесёмки забирали с

собой людские болезни и невзгоды. Эту куклу украшают летом травой,

цветами, зелёными веточками.

Бытовала у нас и кукла-перевёртыш День-Ночь. Она состояла из двух куколполовинок, которые соединялись на уровне талии. Одна половинка куклы

делалась с алым лицом и в одежде тёмных тонов – это Ночь, если вывернуть

её юбку – получаем куклу со светлым лицом, в одежде светлых тонов – День.

Вепсская кукла (по-другому она называлась кукла-рванка) – это образ

замужней женщины. Пришла она к нам с Вологодской области. Часто

Вепсская кукла держит в руках ребёнка-Пеленашку, которого мы с детьми

часто скручиваем из ткани.

Крупеничка (Зерновушка, Горошинка)кукла, набитая крупой. Это образ

дородной женщины-хозяйки, хранительницы достатка в доме. В основе

куклы холщовый мешочек с круглым дном, в который насыпается крупа.

Горловина мешочка затягивается верёвочной петлёй. После окончания

уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу

нового урожая, чтобы наполнить ею куклу Крупеничку. Куклу-мешочек

тщательно обряжали – потеплей и поплотней, и бережно хранили до

следующего сева в красном углу избы, рядом с иконами. Если же наступали

голодные времена, приходил черный день, то зерно из распущенной куклы

становилось поистине спасительным. Нитяные куколки – Мартинички.

Мартинички вязали парами: белые куколки символизировали уходящую

зиму, а красные – приходящую весну.

Свадебные куклы-неразлучники. Это парочка кукол делается из одного

лоскута, как правило, красного цвета. Неразлучников связывают одной

ниткой, не прерывая процесса.

Кукла Семиручка после свадьбы мать невесты дарила своей дочери куклу

Семиручку. Кукла хранила материнское тепло, так как её делали из подола

маминой юбки. Эта кукла должна была помочь молодой хозяйке управляться

со множеством разных дел.

Публикации по теме:

Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства»Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства» Фотоотчет "Тряпичная кукла моего детства" У каждого из нас в детстве была своя любимая игрушка. У меня это моя тряпичная кукла. Это.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Методическая разработка «Дидактическая кукла Матрена»Методическая разработка «Дидактическая кукла Матрена» Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с моей методической разработкой - набивной куклой, выполненной с использованием.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

Создание мини-музея «Тряпичная кукла»Создание мини-музея «Тряпичная кукла» Добрый день, коллеги! Хочу рассказать о проекте по созданию в группе мини - музея "Тряпичная кукла". Цель:Формирование у детей дошкольного.

Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш»Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш» Эта кукла не простая, «Перевертышем» зовётся. Глянешь так – красна девица, Эдак – бабой обернётся! Кукла «Перевёртыш» - это особая народная.

Старинная тряпичная кукла «Желанница»Старинная тряпичная кукла «Желанница» Когда-то, давным-давно, у каждой деревенской девушки была такая кукла. А появлялась она тогда, когда девушка имела сокровенную мечту.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая разработка «Тряпичная кукла»
Опубликовано: 26 июня 2024 в 13:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая разработка «Тряпичная кукла»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мастьянова (УИ 2550399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД