Юлия Костенко
Дидактическая игра «Весёлая карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Весёлая карусель»
[/b]
изготовитель: учитель – логопед Костенко Ю. В.
Цель: развитие речи ребенка, развитие словесно – логического мышления.
Известно, что дети с общим недоразвитием речи имеют проблемы в формировании лексико – грамматических категорий и развитии фонематического слуха. Для них характерны недостатки в познавательной сфере, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти.
Публикация «Дидактическая игра „Весёлая карусель“» размещена в разделах
В связи с этим была создана дидактическая игра «Весёлая карусель», которая помимо развития речи повышает интерес, внимание и способствует прочности запоминания, так как в работу включается сразу несколько органов чувств: слух, зрение, осязание.
Применение дидактической игры решает следующие задачи:
развития фонетико-фонематической стороны,
развитие лексико-грамматического строя речи,
знакомство с основами математики,
развитие высших психических функций
Игра «Весёлая карусель» применяется в средней, старшей и подготовительной логопедической группе на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Дидактическое пособие «Весёлая карусель» состоит из 3-х кругов диаметром 50, 38 и 25 см, разделённых на 8 секторов. В центре круги соединены между собой и могут двигаться вокруг своей оси. К центральной оси прикреплён треугольник, площадью равный одному сегменту большого круга. Данный треугольник является рабочей зоной.
Задачей детей является составление правильной комбинации секторов внутри рабочей зоны.
На начальных этапах работы с детьми рекомендуется брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом, постепенно увеличивая до 3-х кругов с 8 секторами. Количество картинок и их сложность зависит от индивидуальных особенностей детей. Игра хороша тем, что можно варьировать количество картинок и их сложность, тем самым применяя принципы последовательности и доступности.
Примерный перечень игровых упражнений:
I. Игры на развитие грамматического строя речи:
1. «Предмет и его часть»
Цель: упражнять детей в употреблении существительных родительного падежа единственного и множественного числа в простом предложении.
Описание:
На большом круге – карточки с изображением части предмета.
На малом круге - изображение целого предмета.
Например: птица – крыло, самолет – хвост, ветка – почки, корабль – якорь
Ответы детей: крыло птицы, хвост самолёта и т. д.
2. Игра : «Чей хвост, чьи уши?»
Цель: образование притяжательных прилагательных
Описание:
Большой круг - заполнен изображениями животных и птиц.
Средний – изображения их хвостов, ушей, лап и т. д.
Например: лисий хвост и лисьи уши и т. д.
3. Игра «Посчитай и назови»
Цель: согласование числительных, прилагательных и существительных.
Описание:
На большом круге располагаются карточки с изображением предметов единой лексической темы.
На среднем – карточки с изображением цветов.
Дети составляют сочетания: три кукурузы, 6 огурцов …
Задание усложняется введением малого круга с изображением цифры.
Ответы детей: один фиолетовый баклажан, две оранжевые тыквы …
4. «Предмет и форма»
Цель: упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих форму предмета, с существительными женского, мужского и среднего рода единственного и множественного числа.
Описание:
Большой круг - карточками с изображением одного или нескольких предметов.
Средний круг – изображения круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, овала, многоугольника, трапеции, ромба.
Детям дается задание подобрать главную геометрическую форму, выраженную в выбранном объекте, объяснить какой формы объект.
В активный словарь дошкольников вносятся понятия – бесформенный, многоугольный, трапециевидный, ромбовидный, треугольный, квадратный, круглый.
Например: прямоугольный стол, овальный огурец, квадратные часы, круглый мяч, треугольная пирамидка, трапециевидная юбка, ромбовидный воздушный змей…
II. Игровые упражнения, направленные на подготовку к обучению грамоте и развитие фонематического слуха
1. Игра «Какой звук первый»
Цель: упражнять в выделении начального звука в слове
Описание:
Большой круг – предметные картинки.
Средний круг – буквы, обозначающие согласные звуки.
Малый круг – значки (колокольчики) на определение глухого и звонкого согласного звука.
Пример: шапка – Ш
2. Игра «Глухой – звонкий»
Цель: определение глухого и звонкого согласного звука в начале слова.
Описание:
Большой круг – предметные картинки.
Средний круг – буквы, обозначающие согласные звуки.
Малый круг – значки (колокольчики) на определение глухого и звонкого согласного звука.
Пример: шапка – Ш – глухой согласный звук.
III. Игровые упражнения на развитие связной речи и обогащение словаря
1. «Угадай сказку»
Цель: узнавание сказки по двум персонажам
Описание:
На большом и среднем кругах персонажи сказок. Ребёнок соединяет персонажей одной сказки.
Например: Бармалей и Доктор Айболит из сказки «Доктор Айболит», Буратино и Мальвина из сказки «Золотой ключик»…
2. Животные и их детёныши
Цель: закрепление названий животных и их детёнышей.
Описание:
На большом круге – изображения животных
На среднем – изображения детёнышей
Дети подбирают к животным соответствующего детёныша.
3. Дикие и домашние животные
Цель: дифференциация диких и домашних животных, закрепление названий животных и их детёнышей.
Описание:
На большом круге – изображения диких и домашних животных
На среднем – изображения детёнышей диких и домашних животных
На маленьком круге – схематичное изображение (дом, лес)
Усложнённый вариант предыдущей игры. Помимо нахождения детёнышей определяется дикое оно или домашнее.
IV. Математические игры
1. «Соотнеси количество предметов с числом»
Цель: обучение детей счету в пределах 10, знакомство с цифрами.
Описание:
На большом круге – карточки с изображением предметов.
На среднем – карточки с точками.
На малом - карточки с цифрами.
2. «Задачи»
Цель: составление задач
Описание:
На большом круге несколько однородных предметов.
На среднем круге: несколько однородных предметов.
На малом круге: цифры (ответы).
На рабочей зоне дети соединяют предметы и составляют задачи. Ответ выставляется в маленьком круге.