Ирина Веренцова
Диагностика по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На диагностическом этапе исследования была поставлена цель изучить уровень формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось в старшей группе МБДОУ детский сад «Солнышко», Ростовская область, Обливский район, поселок Средний Чир. ; в нем приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Для выявления уровня формирования здорового образа жизни у дошкольников был использован следующий диагностический инструментарий :
Публикация «Диагностика по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- методика В. Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» для выявления знаний дошкольников о ЗОЖ;
- методика «Незаконченные предложения» Л. Г. Касьяновой;
- методика наблюдений И. М. Новиковой;
- рисуночный тест «Здоровье» Л. Г. Касьяновой.
В соответствии с выделенными компонентами формирования здорового образа жизни были определены критерии и показатели развития навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста (Л. Г. Касьянова, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Критерии и параметры формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Критерии (компоненты) формирования ЗОЖ
Параметры формирования ЗОЖ
Когнитивный
Наличие знаний о строении и функциях человеческого организма, правилах здорового питания, значении физических упражнений и разного рода гимнастик, приемах проведения гигиенических процедур, закаливании, способах укрепления здоровья.
Эмоционально-мотивационный
Понимание значения здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, интерес к правилам здорового образа жизни.
Поведенческо-деятельностный
Стремление самостоятельно использовать навыки здорового образа жизни в повседневной жизни, способность переносить умение в другую ситуацию.
Для выявления знаний дошкольников о здоровом образе жизни (когнитивный критерий) использовалась беседа, предложенная В. Т Кудрявцевым. В нее были включены следующие вопросы:
1. Что такое здоровье?
2. От чего человек может заболеть?
3. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
4. Зачем нужно делать утреннюю гимнастику?
5. Что такое полезные привычки и вредные привычки?
6. Как можно закаляться?
Каждый полный и правильный ответ оценивается двумя баллами, за неполный или неточный ответ дается 1 балл, за неверный ответ или за отказ отвечать дается 0 баллов.
Беседа проводилась с детьми индивидуально, при этом создавалась спокойная, комфортная обстановка. Данные, полученные в результате исследования по методике В. Г. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни», представлены в Приложении А.
Обобщенно результаты исследования представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Диаграмма показывает, что в группе нет детей с высоким уровнем формирования здорового образа жизни. 11 дошкольников имеют средний, 9 дошкольников – низкий уровень развития.
Дошкольники со средним уровнем развития навыков ЗОЖ по когнитивному критерию имеют частичное представление о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, способах укрепления здоровья, однако в основном они отвечают на вопросы с помощью взрослого.
Например, девочка много рассказала о том, зачем нужна утренняя гимнастика: «Утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы быть сильным и стройным. Мама говорит, что никогда не потолстеешь. И будешь здоровым». Однако на вопрос о том, как можно закаляться, не смогла ответить, она не соотносит утреннюю гимнастику со способом закаливания.
На первый вопрос ребенок отвечает: «Здоровье – это когда у тебя ничего не болит». О полезных и вредных привычках она знает, что «курить вредно, потому что можно умереть».
На наводящий вопрос воспитателя: «А что полезно кушать?» девочка говорит: «Полезно есть всякие фрукты, витамины».
Таким образом, знания ее в области здорового образа жизни не полные и недостаточно точные.
Дети с низким уровнем формирования по когнитивному критерию не имеют системных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, способах закаливания. Так, мальчик не смог ответить на вопросы, что такое здоровье и что нужно делать, чтобы быть здоровым. Полезными привычками дети считают «хорошо кушать», вредных привычек назвать не могут. О способах закаливания знают, что можно «ноги обливать», а утреннюю зарядку нужно делать, «потому что станешь сильным».
В целом, дети продемонстрировали достаточно полные знания о том, зачем делать утреннюю гимнастику: «будешь сильным и здоровым», «тогда не будешь болеть», «чтобы не толстеть», «чтобы закаляться». Также они довольно много знают о полезных и вредных привычках: «полезно кушать фрукты», «полезно заниматься спортом», «полезно делать гимнастику», «курить – очень вредно», «плохие привычки – курить и пить водку», «плохая привычка – кусать ногти».
Для исследования формирования здорового образа жизни у дошкольников по эмоционально-мотивационному критерию была использована методика «Незаконченные предложения о здоровье», предложенная Л. Г. Касьяновой и адаптированная нами для детей дошкольного возраста.
Методика применяется для изучения отношения дошкольников к своему здоровью, уровня их переживаний в отношении здоровья.
Детям предлагалась игра «Закончи предложения». «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай», говорил взрослый. Предложения были такими:
1. Мое здоровье …
2. Больной ребенок …
3. Я хочу, чтобы мое здоровье было …
4. Когда у человека что-то болит, то он …
5. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы …
6. Когда мой друг болеет, то я …
7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе …
8. Иногда я болею, потому что …
9. Здоровый человек может …
10. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю …
Каждый адекватный, исчерпывающий ответ оценивался двумя баллами, за недостаточно адекватный ответ давался 1 балл, за отказ отвечать или неадекватное завершение предложения 0 баллов.
Данные, полученные в результате диагностики по методике Л. Г. Касьяновой «Незаконченные предложения о здоровье» представлены в Приложении Б.
Обобщенные результаты исследования представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Итак, ценностное отношение к здоровью на высоком уровне не сформировано ни у одного ребенка. 10 детей имеют средний уровень развития навыков ЗОЖ по эмоционально-мотивационному критерию, 10 детей – низкий уровень.
Дети со средним уровнем формирования ЗОЖ по эмоционально-мотивационному критерию частично проявляют интерес к вопросам здоровья. Составленные ими предложения показывают отсутствие понимания необходимости заботиться о своем здоровье, недостаточно сформированную мотивацию к выполнению правил здоровой жизни.
Так, предложение «Мое здоровье …» дети этой группы заканчивают так: «… это когда я не болею», «… беспокоит мою маму», «… хорошее» и т. д. Предложение «Я хочу, чтобы мое здоровье было …» дети заканчивают словами: хорошим, крепким, сильным и тп.
Дети с низким уровнем формирования здорового образа жизни по эмоционально-мотивационному критерию практически не интересуются темой здоровья, не мотивированы к выполнению правил здоровой жизни. Их ответы, по большей части, неадекватны.
Например, «Иногда я болею, потому что заболел», «Здоровый человек может заболеть», «Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы сделала себе много вкусных вещей», «Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю, что будет больно», «Мое здоровье плохое».
Для изучения навыков о здоровом образе жизни у дошкольников по поведенческо-деятельностному критерию было использовано наблюдение.
Наблюдения за детьми, предложенные И. М. Новиковой, проводятся во время режимных моментов и специально организованных проблемных ситуаций и направлены на изучение умений и навыков детей в выполнении гигиенических и закаливающих процедур (полоскание полости рта после еды, мытье рук, выполнение утренней гимнастики, закаливающий мероприятий, подготовка ко сну, свободная игровая деятельность и т. д.).
Также организованные проблемные ситуации позволяют исследовать умения детей выбрать полезную и вредную еду, окружающую среду для укрепления здоровья.
В соответствии с методикой И. М. Новиковой были организованы следующие проблемные ситуации.
Проблемная ситуация «Полезная покупка».
Задание направлено на выявление навыка детей выбирать полезные для здоровья вещи и продукты.
Взрослый показывает на разложенные на столе предметы и говорит детям: «Это магазин, где можно купить разные вещи. Выберите только те, пожалуйста, которые полезны для здоровья. Объясните, почему вы выбрали именно эти предметы». На столе в качестве «товаров» использовались: мыло, зубная щетка, расческа, лук, лимон, яблоки, чеснок, колбаса, молоко, кукла, игрушечная машинка, книга, конфета, скакалка, мяч и др.
Проблемная ситуация «Место для отдыха».
Задание направлено на выявление навыка детей определить влияние окружающей среды на здоровье людей.
Детям показывают четыре картинки с изображениями : улицы большого города, по которой идет транспорт; лесной поляны с цветами; комнаты с сидящим у телевизора мальчиком; предметов одежды, бытовой техники и косметики. Взрослый говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумным улицам города, где едут машины; можно поехать в лес или парк, где растут деревья, цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин за покупками; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку. Объясни свой выбор».
Результаты наблюдений представлены приложении 3 и обобщенно представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3
Диаграмма показывает, что формирование ЗОЖ у детей по поведенческо-деятельностному критерию имеет самый низкий уровень. Лишь 8 детей имеют средний уровень. Эти дети проявляют самостоятельность и инициативу при проведении оздоровительных, закаливающих, гигиенических мероприятий эпизодически. Так, после обеда девочка говорит: «Нужно рот прополоскать!». Если воспитатель поддерживает ее: «Ребята, нам напомнили, что надо прополоскать рот», то девочка выполняет эту процедуру. В том случае, если воспитатель не оказывает поддержки, ребенок самостоятельно действие не выполняет.
Определенные навыки у этих дошкольников уже доведены до автоматизма, например, мыть руки с мылом после прогулки они не забывают, аккуратно складывают одежду перед сном, правильно ведут себя за столом. Дети без напоминаний готовятся к гимнастике после сна, утренней гимнастике. Другие навыки еще находятся в стадии формирования : пользоваться вилкой, следить за аккуратностью в одежде, полоскать рот после еды и др. В игровых ситуациях дети обнаруживают недостаточное понимание факторов, влияющих на здоровье.
Например, «покупая» полезные для здоровья вещи, девочка выбирает овощи, молоко и колбасу, объясняя, что «колбаска – это вкусно», в то же время скакалку она не берет, т. к. «это для игры».
12 детей имеют низкий уровень формирования здорового образа жизни по поведенческо-деятельностному критерию. В основном, эти ребята умеют выполнять гигиенические и оздоровительные процедуры, однако самостоятельно и сознательно они этого не делают. Так, отказывается отказывается ходить по массажной дорожке: «У меня итак ножки хорошие!». Некоторые дети моют руки только после напоминаний взрослых, не следят за внешним видом. Несколько девочек с большой неохотой выполняют физические упражнения, играют в подвижные игры. Другие дети всегда стремятся избежать полоскания рта после еды.
Таким образом, данная диагностика показала довольно низкий уровень развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.