Получи документы

Диагностика по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Ирина Веренцова
Диагностика по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На диагностическом этапе исследования была поставлена цель изучить уровень формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось в старшей группе МБДОУ детский сад «Солнышко», Ростовская область, Обливский район, поселок Средний Чир. ; в нем приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.

Для выявления уровня формирования здорового образа жизни у дошкольников был использован следующий диагностический инструментарий :

Темочки:

- методика В. Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» для выявления знаний дошкольников о ЗОЖ;

- методика «Незаконченные предложения» Л. Г. Касьяновой;

- методика наблюдений И. М. Новиковой;

- рисуночный тест «Здоровье» Л. Г. Касьяновой.

В соответствии с выделенными компонентами формирования здорового образа жизни были определены критерии и показатели развития навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста (Л. Г. Касьянова, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и параметры формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Критерии (компоненты) формирования ЗОЖ

Параметры формирования ЗОЖ

Когнитивный

Наличие знаний о строении и функциях человеческого организма, правилах здорового питания, значении физических упражнений и разного рода гимнастик, приемах проведения гигиенических процедур, закаливании, способах укрепления здоровья.

Эмоционально-мотивационный

Понимание значения здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, интерес к правилам здорового образа жизни.

Поведенческо-деятельностный

Стремление самостоятельно использовать навыки здорового образа жизни в повседневной жизни, способность переносить умение в другую ситуацию.

Для выявления знаний дошкольников о здоровом образе жизни (когнитивный критерий) использовалась беседа, предложенная В. Т Кудрявцевым. В нее были включены следующие вопросы:

1. Что такое здоровье?

2. От чего человек может заболеть?

3. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

4. Зачем нужно делать утреннюю гимнастику?

5. Что такое полезные привычки и вредные привычки?

6. Как можно закаляться?

Каждый полный и правильный ответ оценивается двумя баллами, за неполный или неточный ответ дается 1 балл, за неверный ответ или за отказ отвечать дается 0 баллов.

Беседа проводилась с детьми индивидуально, при этом создавалась спокойная, комфортная обстановка. Данные, полученные в результате исследования по методике В. Г. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни», представлены в Приложении А.

Обобщенно результаты исследования представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Диаграмма показывает, что в группе нет детей с высоким уровнем формирования здорового образа жизни. 11 дошкольников имеют средний, 9 дошкольников – низкий уровень развития.

Дошкольники со средним уровнем развития навыков ЗОЖ по когнитивному критерию имеют частичное представление о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, способах укрепления здоровья, однако в основном они отвечают на вопросы с помощью взрослого.

Например, девочка много рассказала о том, зачем нужна утренняя гимнастика: «Утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы быть сильным и стройным. Мама говорит, что никогда не потолстеешь. И будешь здоровым». Однако на вопрос о том, как можно закаляться, не смогла ответить, она не соотносит утреннюю гимнастику со способом закаливания.

На первый вопрос ребенок отвечает: «Здоровье – это когда у тебя ничего не болит». О полезных и вредных привычках она знает, что «курить вредно, потому что можно умереть».

На наводящий вопрос воспитателя: «А что полезно кушать?» девочка говорит: «Полезно есть всякие фрукты, витамины».

Таким образом, знания ее в области здорового образа жизни не полные и недостаточно точные.

Дети с низким уровнем формирования по когнитивному критерию не имеют системных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, способах закаливания. Так, мальчик не смог ответить на вопросы, что такое здоровье и что нужно делать, чтобы быть здоровым. Полезными привычками дети считают «хорошо кушать», вредных привычек назвать не могут. О способах закаливания знают, что можно «ноги обливать», а утреннюю зарядку нужно делать, «потому что станешь сильным».

В целом, дети продемонстрировали достаточно полные знания о том, зачем делать утреннюю гимнастику: «будешь сильным и здоровым», «тогда не будешь болеть», «чтобы не толстеть», «чтобы закаляться». Также они довольно много знают о полезных и вредных привычках: «полезно кушать фрукты», «полезно заниматься спортом», «полезно делать гимнастику», «курить – очень вредно», «плохие привычки – курить и пить водку», «плохая привычка – кусать ногти».

Для исследования формирования здорового образа жизни у дошкольников по эмоционально-мотивационному критерию была использована методика «Незаконченные предложения о здоровье», предложенная Л. Г. Касьяновой и адаптированная нами для детей дошкольного возраста.

Методика применяется для изучения отношения дошкольников к своему здоровью, уровня их переживаний в отношении здоровья.

Детям предлагалась игра «Закончи предложения». «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай», говорил взрослый. Предложения были такими:

1. Мое здоровье …

2. Больной ребенок …

3. Я хочу, чтобы мое здоровье было …

4. Когда у человека что-то болит, то он …

5. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы …

6. Когда мой друг болеет, то я …

7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе …

8. Иногда я болею, потому что …

9. Здоровый человек может …

10. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю …

Каждый адекватный, исчерпывающий ответ оценивался двумя баллами, за недостаточно адекватный ответ давался 1 балл, за отказ отвечать или неадекватное завершение предложения 0 баллов.

Данные, полученные в результате диагностики по методике Л. Г. Касьяновой «Незаконченные предложения о здоровье» представлены в Приложении Б.

Обобщенные результаты исследования представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Итак, ценностное отношение к здоровью на высоком уровне не сформировано ни у одного ребенка. 10 детей имеют средний уровень развития навыков ЗОЖ по эмоционально-мотивационному критерию, 10 детей – низкий уровень.

Дети со средним уровнем формирования ЗОЖ по эмоционально-мотивационному критерию частично проявляют интерес к вопросам здоровья. Составленные ими предложения показывают отсутствие понимания необходимости заботиться о своем здоровье, недостаточно сформированную мотивацию к выполнению правил здоровой жизни.

Так, предложение «Мое здоровье …» дети этой группы заканчивают так: «… это когда я не болею», «… беспокоит мою маму», «… хорошее» и т. д. Предложение «Я хочу, чтобы мое здоровье было …» дети заканчивают словами: хорошим, крепким, сильным и тп.

Дети с низким уровнем формирования здорового образа жизни по эмоционально-мотивационному критерию практически не интересуются темой здоровья, не мотивированы к выполнению правил здоровой жизни. Их ответы, по большей части, неадекватны.

Например, «Иногда я болею, потому что заболел», «Здоровый человек может заболеть», «Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы сделала себе много вкусных вещей», «Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю, что будет больно», «Мое здоровье плохое».

Для изучения навыков о здоровом образе жизни у дошкольников по поведенческо-деятельностному критерию было использовано наблюдение.

Наблюдения за детьми, предложенные И. М. Новиковой, проводятся во время режимных моментов и специально организованных проблемных ситуаций и направлены на изучение умений и навыков детей в выполнении гигиенических и закаливающих процедур (полоскание полости рта после еды, мытье рук, выполнение утренней гимнастики, закаливающий мероприятий, подготовка ко сну, свободная игровая деятельность и т. д.).

Также организованные проблемные ситуации позволяют исследовать умения детей выбрать полезную и вредную еду, окружающую среду для укрепления здоровья.

В соответствии с методикой И. М. Новиковой были организованы следующие проблемные ситуации.

Проблемная ситуация «Полезная покупка».

Задание направлено на выявление навыка детей выбирать полезные для здоровья вещи и продукты.

Взрослый показывает на разложенные на столе предметы и говорит детям: «Это магазин, где можно купить разные вещи. Выберите только те, пожалуйста, которые полезны для здоровья. Объясните, почему вы выбрали именно эти предметы». На столе в качестве «товаров» использовались: мыло, зубная щетка, расческа, лук, лимон, яблоки, чеснок, колбаса, молоко, кукла, игрушечная машинка, книга, конфета, скакалка, мяч и др.

Проблемная ситуация «Место для отдыха».

Задание направлено на выявление навыка детей определить влияние окружающей среды на здоровье людей.

Детям показывают четыре картинки с изображениями : улицы большого города, по которой идет транспорт; лесной поляны с цветами; комнаты с сидящим у телевизора мальчиком; предметов одежды, бытовой техники и косметики. Взрослый говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумным улицам города, где едут машины; можно поехать в лес или парк, где растут деревья, цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин за покупками; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку. Объясни свой выбор».

Результаты наблюдений представлены приложении 3 и обобщенно представлены в диаграмме 3.

Диаграмма 3

Диаграмма показывает, что формирование ЗОЖ у детей по поведенческо-деятельностному критерию имеет самый низкий уровень. Лишь 8 детей имеют средний уровень. Эти дети проявляют самостоятельность и инициативу при проведении оздоровительных, закаливающих, гигиенических мероприятий эпизодически. Так, после обеда девочка говорит: «Нужно рот прополоскать!». Если воспитатель поддерживает ее: «Ребята, нам напомнили, что надо прополоскать рот», то девочка выполняет эту процедуру. В том случае, если воспитатель не оказывает поддержки, ребенок самостоятельно действие не выполняет.

Определенные навыки у этих дошкольников уже доведены до автоматизма, например, мыть руки с мылом после прогулки они не забывают, аккуратно складывают одежду перед сном, правильно ведут себя за столом. Дети без напоминаний готовятся к гимнастике после сна, утренней гимнастике. Другие навыки еще находятся в стадии формирования : пользоваться вилкой, следить за аккуратностью в одежде, полоскать рот после еды и др. В игровых ситуациях дети обнаруживают недостаточное понимание факторов, влияющих на здоровье.

Например, «покупая» полезные для здоровья вещи, девочка выбирает овощи, молоко и колбасу, объясняя, что «колбаска – это вкусно», в то же время скакалку она не берет, т. к. «это для игры».

12 детей имеют низкий уровень формирования здорового образа жизни по поведенческо-деятельностному критерию. В основном, эти ребята умеют выполнять гигиенические и оздоровительные процедуры, однако самостоятельно и сознательно они этого не делают. Так, отказывается отказывается ходить по массажной дорожке: «У меня итак ножки хорошие!». Некоторые дети моют руки только после напоминаний взрослых, не следят за внешним видом. Несколько девочек с большой неохотой выполняют физические упражнения, играют в подвижные игры. Другие дети всегда стремятся избежать полоскания рта после еды.

Таким образом, данная диагностика показала довольно низкий уровень развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим» Воспитатель: Назарова Т. А. ТИП ПРОЕКТА: информационно-познавательный ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: октябрь -май УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели.

Игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД №1 Представляю вашему вниманию игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 июня 2023 в 08:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Веренцова (УИ 3014123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД