Светлана Кобозева -Салмина
Детское добровольчество в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Идея организации волонтерского движения в детском саду №1 п. Шушенское зародилась в 2016г.
Сейчас наши первые волонтёры уже обучаются в школе и заканчивают 3 класс, но и на сегодняшний день продолжают оказывать помощь и внимание подшефным ветеранам, с которыми познакомились будучи воспитанниками детского сада. Кроме того, они помогают и нам - воспитателям, и ребятам-волонтёрам нашего детского сада.
Воспитательная практика получила свое дальнейшее развитие в 2021 г., когда на основе уже апробированной практики, мы решили её усовершенствовать и продолжить реализовывать свои задуманные планы.
Цель практики:
Публикация «Детское добровольчество в ДОУ» размещена в разделах
духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание старших дошкольников посредством вовлечения в социально значимую и нравственно – направленную деятельность; формирование у старших дошкольников знаний и представлений о волонтерском движение в процессе практической деятельности.
Для реализации этой цели определены следующие задачи: (5 СЛАЙД)
1. Сформировать методическую базу сопровождения практики
2. Сформировать мотивацию участия дошкольников в добровольческом движении
3. Создать условия эффективной социализации детей-участников добровольчества
4. Развивать практические навыки участников добровольческого движения в процессе продуктивной детской деятельности.
5. Способствовать развитию лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста.
Основные принципы и направления используемые нами, при создании «Детское добровольчество» :
• создание ситуации успеха (один из способов мотивации ребёнка,
• творчество и сотрудничество,
• добровольность участия,
• учет интересов, возрастных и психологических особенностей детей,
• толерантность,
• развитие и самореализация,
• партнерство и сотрудничество,
• интеграция в разных видах деятельности.
Практика «Детское добровольчество» основана на детско – взрослом опыте социализации дошкольников и младших школьников. Участники данной практики: младшие школьники, дети старшего дошкольного возраста и взрослые. Целевая группа младшие дошкольники, ветераны, дети и взрослые с ОВЗ.
Среди направлений детского добровольчества :
• пропаганда ЗОЖ,
• формирование КГН,
• трудовая деятельность,
• театрализованная деятельность,
• игровая деятельность.
I этапе (подготовительном) произошло:
1-постановка целей и задач деятельности;
2- создание методической базы
(разработка Программы «Детское добровольчество», планы, конспекты НОД, акции и мероприятия).
Программа разработана на один учебный год.
3- Формирование фонда детской художественной литературы по блокам, в том числе:
1. «Посвящение добровольцев в волонтерское движение «Я волонтер».
2. «Дарите добро своими руками».
3. Мероприятие посвящённое волонтерам «День волонтеров»
4. «Бескорыстная помощь друг другу».
5. «Праздник своими руками».
6. «ЗОЖ». И другие.
7. «Сильные и слабые».
8. «У каждого должна быть мама».
9. «Экологическое воспитание».
10. «Патриотическое воспитание».
4- разработка атрибутов детского движения.
На первом этапе нами было организованно и проведено первое мероприятие, направленное на посвящение добровольцев в волонтерское движение, которое способствовало положительной мотивации старших дошкольников. Торжественное посвящение в волонтёры становится доброй традицией не только движения, но и детского сада.
На встречу были приглашены выпускники - волонтеры данного движения, которые и в настоящее время продолжают участвовать в добровольчестве.
Мы убедились в том, что форма разновозрастного общения, наиболее важная для дошкольников, ведь на примере старших ребят любые установки и идеи становятся убедительными и доходчивыми. Дети готовы заниматься интересным и полезным делом.
II. Основной: На данном этапе работы ежемесячно организовывались встречи ребят. На обучающих занятиях нами были разработаны правила и кодекс волонтера, представленные на слайде
ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРА:
- Если ты волонтер, ты трудолюбив и неравнодушен.
- Ответственный и совестливый!
Не умеешь – научись, научи других!
Уважай других!
Учись терпению и преодолевай трудности!
Веди здоровый образ жизни!
Созидай и будь примером для подражания!
КОДЕКС ВОЛОНТЕРА
Докажу на деле!
Научу и помогу!
Распространю важное, позитивное и доброе!
Всегда готов к общению!
В содержании основного этапа использовались разные формы реализации практики, такие как:
• совместная деятельность детей со сверстниками, совместная разновозрастная детская деятельность, совместная деятельность со взрослыми,
• беседы и ситуации общения,
• ознакомление с произведениями детской художественной литературы,
• квест-игра.
• игровая деятельность.
Одной из основных форм совместной деятельности являлись социальные акции разного содержания, часть из них представлены на слайдах:
Практические навыки детей формировались и проявлялись в процессе акций социальной направленности:
«Подарок пожилому человеку»,
«День дошкольного работника»,
«Будущий учитель»
«Книга для малышей»
«Огород круглый год»
«Изготовление чесночных клоунов»
«Новогодняя игрушка»
«Елочка»
«Письмо Деду Морозу»
«Столовая для пернатых»
«Мы за ЗОЖ»
«Подарок мальчикам»
«Подарок мамочкам»
«Осторожно с огнем»
«Театрализация для малышей"
(инсценировки «Микробы и наш организм», «Экологическая сказка»).
По итогам работы по данному этапу, мы отмечаем, сформированность у дошкольников сочувствия, сопереживание; осуществлялся поиск ответов детьми на поставленные вопросы.
В результате педагогической деятельности/ и его соответствие поставленным задачам:
1. Разработано методическое сопровождение практики
Разработана и реализована Программа «Детское добровольчество», по направлениям (блокам, планы - конспекты, сформирован фонд художественной литературы для детей, разработана атрибутика.
2. Сформирована мотивация старших дошкольников на участие в добровольческом движении.
На основе педагогического наблюдения выявлена 100% мотивация у участников движения.
3. Созданы условия для эффективной социализации дошкольников, такие как,
Пример поведения, образец деятельности старших волонтеров выпускников детского сада.
Разновозрастное общение детей.
Совместная деятельность взрослых и детей.
Личная позиция педагога к участию в добровольчестве.
4. Освоены практические навыки участия в волонтерском движении «Детское добровольчество» у детей старшего дошкольного возраста через разнообразные формы работы.
Освоены коммуникативные навыки (дети обсуждают, договариваются, принимают решение, выбирают вид деятельности и участников, проявляя самостоятельность и инициативность.
5. Лидерские качества проявились у третьей части детей - участников движения.