Нина Васильевна Шмакова
Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: конспекты занятий №6 и №7
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Шмакова, педагог-психолог.
В этой статье представлены конспекты двух занятий (№6, №7) игрового детско-родительского тренинга, направленного на коррекцию детских страхов и коррекцию детско-родительских взаимодействий. В приложении дается описание целей и содержания игр. Программа тренинга «Школа бесстрашия» разработана на основе авторской методики А. И. Захарова.
Структура и содержание занятия № 6
1. Приветствие по кругу: каждый здоровается с каждым, глядя в глаза и держась за руки.
2. Игра «Лимонный сок» Цель: Устраняет страх давки, страх замкнутого пространства без неожиданного воздействия (приложение 1)
Публикация «Детско-родительский тренинг „Школа Бесстрашия“: конспекты занятий №6 и №7» размещена в разделах
3. Игра «Злые собаки». Цель: устраняет страх нападения и животных (собак, боли, неожиданного воздействия и отчасти замкнутого пространства. Через эмоциональное реагирование идет очистка от злости, нечестности (приложение 2)
4. Игра «Мяч в кругу»: Цель: Снимает торможение, возникающее, когда требуется быстро отвечать, устраняет страх что-то сделать не так, развивает внимание, быструю реакцию. Содержание: а) инструктор задает тему (называет обобщающее слово, б) родитель говорит слово, ребенок называет свое, но той же классификации (например, малина – смородина, кукла – машина, ворона – голубь, в) ребенок в роли лидера (аналогично пункту б).
5. Игра «Гроза». Цель: отработать страх грома и молнии при грозе. Участники выстраиваются в две линии, в руках музыкальные инструменты: румбы, трещотки, тарелки. Темная комната. Мигает свет (включить и выключить) - молния, просчитать до пяти, всем вместе создать гром музыкальными инструментами. В это время (в темноте) сквозь строй проходит ребенок.
6. Массаж ушей и околоушной области (снятие напряжения с ушей) – родители детям.
7. Релаксация: «Путешествие на облаке». Дети и родители лежат с закрытыми глазами. Звучит музыка. Психолог говорит текст на заданную тему, участники представляют путешествие на облаке.
Цель: расслабление, развитие воображения.
8. О достижениях и успехах каждого ребенка на данном занятии говорят все, кроме его мамы («Ребенок глазами других»)
9. Прощальный круг.
Структура и содержание занятия № 7
1. Приветствие «Добрый вечер!»
Два круга: взрослые – внешний круг, дети – внутренний; дети и взрослые стоят лицом друг к другу. Взрослые: «Здравствуйте, дети!». Дети: «Здравствуйте!». Цель: действия в команде.
2. Упражнение «Зиг-заг»
Цель: согласованность действий в команде, умение следовать за лидером.
3. Драматизация стихотворения «Молчок».
В детский сад пришел Молчок –
Очень странный новичок.
Целый день ни пил, ни ел,
Все на лавочке сидел.
А потом глядим – привык,
Словно зайка, скок да прыг!
4. Игра «Страшные маски и привидения». Цель: отработка страха страшных персонажей. Учить спокойно воспринимать страшные маски, держать их в руках, надевать на себя. Содержание: дети в масках «пугают» родителей. Родители комически изображают испуг (уползают на четвереньках, ахают, изображают дрожащие колени и т. д., чтобы дети смеялись, глядя на их реакцию. Во второй части игры родители в масках пытаются напугать детей, но последние демонстрируют свою смелость.
5. Игра «Веселые дельфины» Цель: привести в более спокойное состояние детей после игры со страшными масками.
Содержание: игра проводится аналогично игре «Царство-государство», где круг – это морские волны, дети вне круга – дельфины, ныряющие в волнах (в круг, из круга).
6. «Регби». Цель: устранение страха внезапного воздействия, боли и замкнутого пространства (из-за кутерьмы и плотного окружения со всех сторон). (Приложение № 3)
7. Релаксация в парах «родитель-ребенок» - «Ласковые слова».
Дети закрывают глаза (можно использовать повязки на глаза):
А) Мамы шепчут детям ласковые слова; Б) Мамы шепчут детям о том, что сегодня особенно понравилось им в своем ребенке, какие достижения увидели; В) Дети шепчут мамам (мамы с закрытыми глазами) ласковые слова; Г) Дети шепчут мамам слова благодарности за сегодняшние игры.
8. Завершение занятия. Прощальный круг.
Приложение 1
Игра «Лимонный сок» («Сжатие»)
(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997;
http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml)
Цель: Устраняет страх давки, страх замкнутого пространства без неожиданного воздействия.
Участники игры образуют круг, один из них стоит в центре круга. Все, сделав угрожающие лица и тесно сплотив ряды, начинают суживать пространство, чтобы стиснуть, сдавить, разделаться, как с букашкой с тем, кто стоит посередине круга. Угрожают сделать из него лимонный или апельсиновый сок, кому как нравится. Но не тут-то было! По правилам игры, обороняющийся широко расставляет руки и отталкивается спереди и сзади от наступающих, уже вплотную приблизившихся к нему и исполняющих роли недоброжелателей и агрессоров одновременно. Как только защищающийся прикасается к наступающим, те, сразу отпрянув, как от удара электрическим током, отступают. Далее следует новая волна наступления, но обороняющийся не дает себя в обиду, и так несколько раз, пока «агрессоры» не убедятся в непостижимости своей цели и надежности защиты и отпора.
Приложение 2
Игра «Злые собаки»
(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997;
http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml)
Цель: устраняет страх нападения и животных (собак, боли, неожиданного воздействия и отчасти замкнутого пространства. Через эмоциональное реагирование идет очистка от злости, нечестности.
Играющие (родители и дети) распределяются на два лагеря. Образуется живой коридор, но, поскольку, играющие изображают собак, то встают на четвереньки напротив друг друга, так, чтобы в броске вперед оказаться лицом к лицу. «Собаки» начинают лаять, постепенно входя во все больший раж, но оставаясь на месте, как на цепи. Один из детей находится вначале коридора и должен бесшумно или шумно, быстро пробежать его, чтобы схватить приз в конце и так же вернуться. Сделать это можно только при временном затишье, когда «собаки» как бы спят с закрытыми глазами, но чутко реагируют на проносящегося мимо и могут подпрыгнуть, схватить и укусить. Обычно на первый «прогон» решаются не все дети и даже взрослые, но, увидев, как можно преодолеть коридор, опередив реакцию «собак», совершают и свою попытку, почти всегда заканчивающуюся успехом.
Как в этой, так и во всех остальных играх используется негласный принцип – неудачная попытка проигрывается снова с большей поддержкой участников, до тех пор, пока не будет достигнут ожидаемый, но не требуемый обязательно результат.
Приложение 3
Игра «Регби»
(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997;
http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml)
Участники образуют 2 команды. В одной из них родители детей из другой команды и наоборот. Ставятся ворота – два стула или предмета. Если позволяет число играющих, то их защищают вратари. В «Регби» допустимы захваты мяча, броски руками, неизбежна «куча-мала». Используются шутливые угрозы по отношению к сопернику, типа «не трогай», «зачем взял», «ну-ка положи», «отдай по-хорошему», «не мешай», «отойди», «не попадайся лучше», «отступай, пока не поздно», «я что сказал», «ты почему не слушаешься» и т. д. Накопившийся эмоциональный заряд родительских угроз может быть, таким образом, безболезненно отреагирован со стороны как родителей, так детей. Игра эффективна в плане устранения страхов внезапного воздействия, боли и замкнутого пространства из-за кутерьмы и плотного окружения со всех сторон
Литература:
1. Захаров А. И. Метод игровой коррекции, ЛГУ, 1974.
2. Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста. ЛГУ, 1976
3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.
4. Захаров А. И. «Неврозы у детей», СПб, Дельта, 1996
5. Захаров А. И. «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997
6. Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. М., Фолиум, Журнал практического психолога № 6 - 1996.
7. Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб. : Издательство "Союз", 2004.
8. Зимбардо Ф. «Застенчивость», М., Педагогика, 1991
9. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1997.
10. Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. М., Фолиум, ЖПП № 2 - 1998.
11. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., ИнтелТех, 1995.
12. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома», М., «Новая школа», 1993
13. Спиваковская А. С. "Профилактика детских неврозов", М., МГУ, 1988.
14. Чистякова М. И. «Психогимнастика», М., 1991
15. Шишова Т. Л. «Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно», СПб, Изд. «Речь», 2007
16. Шмакова Н. В. "Коррекция взаимодействия родителей с детьми в процессе игровых тренингов" Сб. "А. П. Усова и современность", Иркутск, ИГПУ, 1999.
17. http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml