Елена Есикова
Консультация «Детский квиллинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Публикация «Консультация „Детский квиллинг“» размещена в разделах
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении.
Искусство, которое на русском языке называют "бумагокручением", на Западе называют словом quilling (Квиллинг). Английское слово «quilling» происходит от слова «quill» - «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV — начале XV века.
[i]Детский квиллинг (бумагокручение)[/i], - это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью". Из бумажных спиралей можно создать все: и цветы, и узоры, которые затем используются обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Квиллинг - это простой и очень красивый вид рукоделия, доступный для детей от 4 лет.
Целью работы, исходя из выше сказанного, ставлю: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.
Думаю, что обучение у детей старшей группы будет происходить более эффективно при условии:
• систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
• совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.
Любое детское творчество - это не только способ самовыражения, но и стимулирование развития высших психических функций, таких как внимание, память, мышление. Поэтому мы адаптировали, казалось бы, непосильное детским ручкам дошкольника творчество – квиллинг, превратив этот вид творчества не только в развитие творческих способностей, но и добавив развивающих и обучающих целей и задач развития.
Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:
Обучающие:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
• Обращение с простейшими орудиями труда;
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать сенсорные и умственные способности;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая. Занятия квиллингом требует от детей большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-12 человек.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 25 минут. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Поставленные задачи, частично выполняются. Почему частично, потому что мы продолжаем осваивать квиллинг, изучать его красоту и изящество. Дети с большим интересом занимаются квиллингом, заметен прогресс в работах. Дети лично находят творческие подходы, идеи, сюжеты. Каждая работа ребенка это произведение искусства, детского искусства. Мы очень довольны, что смогли заинтересовать детей квиллингом. Наши подвижные, шустрые мальчишки спокойно и с интересом занимаются.
Литература:
1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.
2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.
4. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.
5. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на - Дону: 2011
6. Зайцева А. А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. - М. : Эксмо,2009.
7. Пишикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
Перспективное планирование в старшей группе на 2017/2018 учебный год
Образовательная область «Познание» - Конструирование
№п/п Дата Тема занятия Примечание
1неделя сентябр Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
2неделя Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии - квиллинга
3неделя Основные формы «капля», «глаз», «треугольник», «квадрат»,
«спираль». Конструирование из основных форм квиллинга.
4неделя Основные формы. «Спирали в виде стружки», «завитки».
Конструирование из основных форм квиллинга.
1неделя октябрь «Колосок»
2неделя Коллективная работа: «Насекомые»
3неделя «Сердечко»
4неделя Коллективная работа: «Натюрморт из овощей и фруктов»
1неделя ноябрь «Моя любимая игрушка»
2неделя Коллективная работа: «Российский флаг»
3неделя Коллективная работа: «Русский сувенир»
4неделя «Цветик – семицветик»
5неделя «Открытка для моей мамы»
1неделя декабрь Коллективная работа: «Животный мир Ямала»
2неделя Коллективная работа: «Украшаем ягушку»
3неделя «Новогодняя открытка»
4неделя Цикл творческих работ
1неделя январь Изготовление сувениров к празднику.
2неделя Цикл творческих работ
3неделя «Снежинки»
1неделя февраль Коллективная работа: «У Лукоморья дуб высокий…»
2неделя Обложка для книги
3неделя Коллективная работа: «Натюрморт»
4неделя «Подарок для папы»
1неделя март «Украшаем шкатулку»
2неделя Любимые сказочные герои
3неделя «Ветка с почками»
4неделя Коллективная работа: «Животный и растительный мир»
1неделя апрель Цикл творческих работ
2неделя Коллективная работа: «Мир космоса»
3неделя «Укрась пасхальное яйцо»
4неделя Цикл творческих работ
1неделя май Изготовление сувениров к празднику.
2неделя Грибы и ягоды
3неделя В гостях у Лесовичка
4неделя Композиция «Дерево счастья»