Получи документы

Детские конфликты-методы и формы работы

Ирина Зырянова - Серебрякова
Детские конфликты-методы и формы работы
▼ Скачать + Заказать документы

Детские конфликты – методы и формы работы

Пожалуй, самое главное в жизни каждого человека – это его отношения с другими людьми. Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношения к сверстнику, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми.

Публикация «Детские конфликты-методы и формы работы» размещена в разделах

Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе.

Конфликты дошкольников с ровесниками рассматривались в основном в связи с проблемами трудновоспитуемости и агрессивности, с особенностями организации деятельности, операциональной или мотивационной несформированностью игры у детей. Некоторые исследователи одну из причин конфликтов видят в так называемой конфликтной личности ребенка.

При этом все сходятся в том, что истоки склонности детей к конфликтам с ровесниками скрыты в социальных условиях и, прежде всего в особенностях их воспитания, а также в том, что в конфликтах с ровесниками у детей проявляются особенности их самосознания и общения с окружающими.

Помимо обозначенных причин немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирование, демонстрируемые невербальными способами во вза-имодействии с ребенком красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане — положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников и способствуют налаживанию межличностных отношений.

Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками, что в свою очередь ведет к возникновению конфликтных ситуаций между детьми.

Выделяются следующие способы воздействия детей друг на друга при возникновении конфликта :

1) «физическое воздействие» — дети толкают друг друга, устраивают потасовки, отнимают игрушки, занимают чужое место в игре и т. д. ;

2) «опосредованное воздействие» — воздействие на «противника» через других людей: жалобы, обращение к воспитателям или другим детям, крик или плач с целью привлечь внимание;

3) «психологическое воздействие» — давление на партнера с помощью крика, плача, топанья ногами и т. д. ;

4) «словесное воздействие» — указания партнеру, что он должен делать или чего он не должен делать («отдай», «уходи», или заявление о собственных действиях («я буду врачом», или отказ от выполнения действий, требуемых партнером;

5) «угрозы и санкции»предупреждения о возможных негативных последствиях действий партнера: угроза жалоб («а я расскажу», угроза разрушения игры («я с вами не буду играть», угроза разрыва отношений в целом («я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией («понял?», «ну» и др.);

6) «аргументы» — попытки объяснения, обоснования своих притязаний или неправомерности притязаний партнера, негативная оценка действий партнера, оценки своих действий и т. д.

Естественно, что конкретные способы поведения детей в конфликтах в значительной степени определяются их возрастом. Особенно заметно это проявляется в использовании таких стратегий как «физическое воздействие», «словесное воздействие» и «аргументы».

В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый - человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть :

Авторитарным - этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

Демократическим - этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.

Анархически-попустительский - это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

• Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин

(кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

• Оценка целей конфликтной ситуации. Целями могут быть:

утверждение личных притязаний, навязывание своего стиля поведения, умаление достоинств другой стороны, корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

• Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в

конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть). Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции.

• Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое

включает в себя:

описание произведенного действия;

описание возможного или неизбежного результата этого действия;

предложение альтернативного варианта поведения.

• Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной

Ситуации, применить меры воспитательного воздействия: учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями, оценивать поступок, а не личность ребенка, нейтрализовать борьбу за власть, вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску)

• Оценка особенностей участников конфликта.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются различные игры.

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.

Детско - родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Т. Харрис считал, что лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

1) установка на работу с родителями как на работу с

единомышленниками (вместо установки «родитель — враг, соперник»);

2) доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо

обвиняющей позиции педагога);

3) заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо

формального общения, «для галочки»);

4) системный характер работы с родителями (вместо спонтанных,

«одноразовых» мероприятий).

Большинство детей с асоциальным типом поведения — это дети из семей с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьям равнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, про-тиворечивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей (попустительская позиция). Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:

противоречивость требований к ребенку со стороны родителей, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;

собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;

использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);

негативный стиль общения с ребенком:

- использования приказов, обвинений и угроз;

- постоянное использование «Ты-сообщений» («ты неправильно сделал.», «как ты смеешь так со мной разговаривать. ?» и т. п.);

- вербальные оскорбления детей;

- игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов.

Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное, конфликтное поведение.

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Счастье это когда тебя понимают» Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его.

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста Тема моего исследования носит название: «Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детские конфликты-методы и формы работы
Опубликовано: 26 сентября 2014 в 06:42
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детские конфликты-методы и формы работы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зырянова - Серебрякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД