Ирина Зырянова - Серебрякова
Детские конфликты-методы и формы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Детские конфликты – методы и формы работы
Пожалуй, самое главное в жизни каждого человека – это его отношения с другими людьми. Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношения к сверстнику, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми.
Публикация «Детские конфликты-методы и формы работы» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе.
Конфликты дошкольников с ровесниками рассматривались в основном в связи с проблемами трудновоспитуемости и агрессивности, с особенностями организации деятельности, операциональной или мотивационной несформированностью игры у детей. Некоторые исследователи одну из причин конфликтов видят в так называемой конфликтной личности ребенка.
При этом все сходятся в том, что истоки склонности детей к конфликтам с ровесниками скрыты в социальных условиях и, прежде всего в особенностях их воспитания, а также в том, что в конфликтах с ровесниками у детей проявляются особенности их самосознания и общения с окружающими.
Помимо обозначенных причин немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирование, демонстрируемые невербальными способами во вза-имодействии с ребенком красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане — положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников и способствуют налаживанию межличностных отношений.
Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками, что в свою очередь ведет к возникновению конфликтных ситуаций между детьми.
Выделяются следующие способы воздействия детей друг на друга при возникновении конфликта :
1) «физическое воздействие» — дети толкают друг друга, устраивают потасовки, отнимают игрушки, занимают чужое место в игре и т. д. ;
2) «опосредованное воздействие» — воздействие на «противника» через других людей: жалобы, обращение к воспитателям или другим детям, крик или плач с целью привлечь внимание;
3) «психологическое воздействие» — давление на партнера с помощью крика, плача, топанья ногами и т. д. ;
4) «словесное воздействие» — указания партнеру, что он должен делать или чего он не должен делать («отдай», «уходи», или заявление о собственных действиях («я буду врачом», или отказ от выполнения действий, требуемых партнером;
5) «угрозы и санкции» — предупреждения о возможных негативных последствиях действий партнера: угроза жалоб («а я расскажу», угроза разрушения игры («я с вами не буду играть», угроза разрыва отношений в целом («я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией («понял?», «ну» и др.);
6) «аргументы» — попытки объяснения, обоснования своих притязаний или неправомерности притязаний партнера, негативная оценка действий партнера, оценки своих действий и т. д.
Естественно, что конкретные способы поведения детей в конфликтах в значительной степени определяются их возрастом. Особенно заметно это проявляется в использовании таких стратегий как «физическое воздействие», «словесное воздействие» и «аргументы».
В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый - человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
Профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть :
Авторитарным - этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
Демократическим - этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.
Анархически-попустительский - это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
• Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин
(кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
• Оценка целей конфликтной ситуации. Целями могут быть:
утверждение личных притязаний, навязывание своего стиля поведения, умаление достоинств другой стороны, корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
• Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в
конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть). Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции.
• Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое
включает в себя:
описание произведенного действия;
описание возможного или неизбежного результата этого действия;
предложение альтернативного варианта поведения.
• Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной
Ситуации, применить меры воспитательного воздействия: учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями, оценивать поступок, а не личность ребенка, нейтрализовать борьбу за власть, вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску)
• Оценка особенностей участников конфликта.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются различные игры.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.
Детско - родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Т. Харрис считал, что лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.
Гарантом эффективности работы с родителями являются:
1) установка на работу с родителями как на работу с
единомышленниками (вместо установки «родитель — враг, соперник»);
2) доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо
обвиняющей позиции педагога);
3) заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо
формального общения, «для галочки»);
4) системный характер работы с родителями (вместо спонтанных,
«одноразовых» мероприятий).
Большинство детей с асоциальным типом поведения — это дети из семей с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьям равнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, про-тиворечивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей (попустительская позиция). Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:
противоречивость требований к ребенку со стороны родителей, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
негативный стиль общения с ребенком:
- использования приказов, обвинений и угроз;
- постоянное использование «Ты-сообщений» («ты неправильно сделал.», «как ты смеешь так со мной разговаривать. ?» и т. п.);
- вербальные оскорбления детей;
- игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов.
Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное, конфликтное поведение.
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.