Лушникова Елена Станиславовна
Консультация «Детские капризы и упрямство»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детские капризы и упрямство»
Лушникова ЕленаСтаниславовна
Воспитатель МБДОУ №30
х. Привольный
Тема: Детские капризы и упрямство
Тема: Детские капризы и упрямство
Предварительная работа:
• подготовить памятку для родителей «Как справиться с детскими капризами и упрямством»;
• атрибут к игре – мяч;
• подготовить материалы для проведения игры «Ассоциации», «Доскажи важные слова»;
Публикация «Консультация „Детские капризы и упрямство“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Цель:совершенствование психолого-педагогических знаний родителей, обогащение педагогических умений.
Задачи:
1. познакомить с понятиями капризы и упрямство;
2. помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей;
3. формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их;
4. развивать навыки общения родителей с ребенком.
Ход собрания
Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас, и предлагаю всем встать в круг.
Станем дружно, вместе в круг,я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
• Упражнение «Одно большое животное»
Представьте себе, что мы – одно большое животное.
Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох.
(Упражнение повторяется 3 раза)
упрямство»
• Игра «Ты катись веселый мячик…»
Педагог, предлагает родителям поиграть в детскую игру, передавать мяч по кругу со словами:
Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам
У кого остановится
Тот на вопрос ответит нам….
Вопросы:
1. Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)
2. Как Вы относитесь к капризам детей?
3. Могут ли капризы и упрямство, сформировать нежелательные черты характера ребенка?
4. Что вы предпринимаете, когда ваш ребенок капризничает?
5. Каково значение единства требований родителей?
Выслушиваются ответы родителей.
• Упражнение «Ассоциации»
Родителям предлагается объединиться в две группы. Затем каждая подгруппа получает свое задание. Первая подгруппа должна написать ассоциации, которые возникают у них при слове «капризы». А вторая, ассоциации при слове «упрямство».
После выполнения упражнения выслушиваются мнения родителей.
Родители приводят примеры из собственного опыта, по желанию могут поделиться своим опытом поведения в таких ситуациях.
Педагог: «В чем, на ваш взгляд заключаются причины капризов и упрямства детей? Могут ли родители провоцировать такое поведение ребенка?»
Предлагается родителям поделиться своим опытом в преодолении и предупреждении капризов и упрямства детей : «Как вы поступаете в ситуациях, когда Ваш ребенок капризничает или отказывается Вас слушаться?»
Родители предлагают свои версии.
(совместное обсуждение)
• Педагог обобщает и конкретизирует высказывания родителей:
1. Склонность к капризам может быть связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим – импульсивность и несдержанность.
2. Гипоопека – стиль семейного воспитания, при котором родители слишком много позволяют ребенку. Следовательно, количество запретов и требований к ребенку минимально. Поэтому ребенок, чувствуя вседозволенность, может использовать капризы и упрямство как способ добиться желаемого.
3. Гиперопека – стиль семейного воспитания, при котором ребенок постоянно находится под усиленным контролем и вниманием взрослого.
Уровень самостоятельности ребенка крайне низок.
Поэтому такое поведение – это способ ребенка самореализоваться, получить «порцию» самостоятельности.
4. Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (считают его маленьким и несамостоятельным). Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность.
5. Капризы и упрямство могут быть проявлением возрастного кризиса ребенка. Он внезапно перестает делать то, о чем его просит взрослый (возникает стремление противоречить, делать обратное тому, что ему говорят).
6. Они могут быть вызваны безнадзорностью, безразличием окружающих к делам и поступкам ребенка. В этом случае такое поведение – попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действии, обращенное лично к нему.
«Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе.
Помните, что воспитание послушного ребенка зависит от Вас.
Любите своих детей такими, какие они есть!»
• Упражнение «Доскажи важные слова»
(Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение).
1. Не завышайте … к своему ребенку
2. Давайте ребенку …., но будьте всегда рядом
3. … никогда не бывает лишней
4. Взрослым необходимо давать ребенку право….
5. Требования к ребенку должны быть….
6. Детские капризы –это результат….
7. Используйте прием авансирования - ….
8. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставте….
9. Просьбу взрослого ребенок должен выполнить ….
10. Отрицательное поведение ребенка может …
Педагог, предлагает методы остановки истерики (приложение 3).
В конце собрания каждому родителю предлагается памятка с рекомендациями по преодолению капризов и упрямства.
Приложение №1
1.
УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
2 .
Проявления упрямства :
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём».
3.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т. е.
" Я так хочу и всё!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
4 .
Капризы
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• в недовольстве, раздражительности, плаче.
• в двигательном перевозбуждении.
5.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей :
• Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
• Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
• Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
• Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
• Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
• Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
• Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитета.
• Спокойный тон общения, без раздражительности.
• Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Приложение №2
Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством»
1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей»
(В. А. Сухомлинский)
2. Не завышайте требований к своему ребенку.
3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.
4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.
5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.
6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.
7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.
8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора
(«Ты хочешь съесть суп или второе?»).
9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.
10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.
11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо.
12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.
13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.
14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.
Приложение №3
Методы остановки истерики:
1. Переключение внимания.
2. Помыть лицо холодной водой, если словесное переключение внимания не помогает. Нужно помнить, что во время истерик, ни в коем случае нельзя ребёнка дёргать и бить! Только переключение внимания может ему помочь!
После окончания истерики сделайте ребёнку теплую ванну. Вода очень успокаивает нервную систему. Выпейте вместе с ним горячий чай и всё будет отлично! Знание возрастных особенностей всегда поможет нам подходить с адекватными требованиями к ребёнку и лучше понимать его. Ещё раз хочу обратить внимание на то, что игнорирование капризов в итоге приводит к неврозам. Итак, поговорим о неврозах… Невроз – это слабость регуляции эмоциональных состояний — гнева, растерянности, страха, тревоги и т. п. Невроз возникает в случае, когда затруднён поиск выхода из переживаний.
Это влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности ребёнка. Неврозы служат основой для многих заболеваний.
Причин тому множество: перенасыщенный событиями и эмоциональными перегрузками ритм жизни, ранний отрыв ребенка от матери, стрессы, перегрузка психики средствами массовой информации и многими другими.
Медицина считает невроз заболеванием, психология — социальным явлением. Правы и те и другие. Невроз ухудшает работу внутренних органов, может привести к появлению соматических заболеваний. В то же время число детей, страдающих ими, постоянно растет.
Поскольку изменить свою жизнь малыш не в силах, то и реагирует на непрерывные стрессы нервными срывами, сдвигом функциональных состояний в сторону дисбаланса — расстройством сна, ночным недержанием мочи, кожными высыпаниями, зудом, капризами и истериками… Пока ребенок мал, забота о нём лежит на нас, родителях. Именно мы обеспечиваем ребёнку благополучную жизнь в социуме. Если плохо родителям, то ребёнку тоже будет плохо.
«Уметь жить маленькими радостями сегодняшнего дня — великое искусство, которым владеют дети. Так давайте не будем отягощать собственного существования тревогами о том, что только может произойти в дальнейшем. И пусть солнечное утро, улыбка ребенка, выращенный своими руками помидор, чашка крепкого чая служат вам хорошей эмоциональной разрядкой, лучшей, чем патентованные успокоительные средства».
Спокойствие ребёнка напрямую зависит от отношения родителей к нему, от степени доверия своему ребёнку. Если мы без конца надоедаем ему своими замечаниями, разговариваем с ним исключительно на повышенных тонах, выплескивая на него свое раздражение, мы разрушаем психическое здоровье нашего ребёнка.
Так же нужно обратить внимание на то, какую информацию черпает ребёнок от взрослых и телевидения. Родители должны быть фильтром, для поступления информации в мозг малыша, стараясь выбирать позитивную информацию, чтобы не травмировать его раньше, чем он будет способен осознать, что он видит и слышит.
Приложение №4
Упражнение «Закончи предложение»
Когда мой ребенок капризничает или упрямится, то ___
___
Я хвалю своего ребенка когда___
___
Более настойчив в своем поведении в нашей семье___
___
Я иду на уступки в случае___
___
Большое спасибо за внимание и участие!