Светлана Кудрина
Консультация для родителей «Детская жадность: как научить ребёнка делиться?»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская жадность - довольно частая проблема. Многие дети не умеют или не хотят делиться своими игрушками со сверстниками. И из-за этого могут возникать не шуточные баталии на детской площадке.
Это происходит с рождения ребенка непосредственно в семье. Если годовалый ребенок пытается что-нибудь взять у мамы, папы или старшего сиблинга, а те не хотят отдавать, то важно отстаивать границы, несмотря на разницу в возрасте: «Нет, это вещи брата/папы, мы их не берем». Задача родителей с самого детства учить, что у каждого члена семьи вне зависимости от возраста и статуса должны быть вещи, которыми он имеет право не делиться ни с кем. Также есть общие игрушки и вещи, которыми могут пользоваться все в семье. Это транслируется вслух: «Это твоя вещь, и ты можешь ей не делиться, я вижу, как она тебе дорога. Это общие вещи, и их можно брать».
Темочки:
Если ребенок хочет взять свою любимую игрушку в детский сад или в песочницу, то важно с ним поговорить: «Понимаешь ли ты, что там будут другие дети, и они могут захотеть с ней поиграть. Готов ли ты делиться?» Если ребенок говорит: «Нет», то можно предложить взять с собой другие игрушки, с которыми смогут играть все.
Родители часто переживают по этому поводу и могут испытывать вину, что они "воспитали жадину". Поэтому мамы и папы активно борются с этой проблемой любыми способами: и ругают, и мотивируют, и наказывают, и объясняют.
При этом жадничать малыши могут не только в отношении игрушек. Все, что ребёнок считает своим, попадает под это явление: еда, одежда, вещи, мама или папа.
Жадничая, ребёнок, прежде всего, отстаивает свои границы и право иметь что-то свое. Поэтому жадность до определённого возраста абсолютно нормальна. И здесь важно объяснять малышу, что его право собственности, его границы не будут разрушены, если он на время отдаст вещь кому-то. Ведь от этого вещь не перестаёт быть его.
Важно рассказать про возрастные особенности отношения ребёнка к вещам :
1-2 года. Ребёнок ещё не понимает значение слова "жадничать". В этом возрасте ему не хочется отдавать игрушку, потому что он воспринимает её как часть самого себя и продолжение своего тела.
2-3 года. Здесь малыш уже осознает понятия "мое и чужое". Он начинает выстраивать границы вне своего тела. Поэтому для него важно знать, что его вещь без спроса не возьмут.
3-4 года. Ребёнок вступает в кризис 3 лет и начинает активно протестовать. Здесь жадность - один из симптомов этого кризиса.
4-5 лет. Малыш начинает активно общаться со сверстниками. Ему важен контакт. И здесь появляются первые признаки щедрости. Ведь ребёнок начинает понимать "ценность" игрушек: они прекрасно помогают наладить отношения со сверстниками.
Причины, по которым не стоит заставлять делиться
В детстве родители хотят, чтобы ребенок делился игрушками, но потом будут ругаться, когда он начнет отдавать свои вещи: одежду, телефон. В чем разница? И дело не в цене, а в принципе: могу я легко расстаться со своей собственностью или нет? Если ребенка заставлять отдавать то, что он не хочет, то у него не формируется понимание, где моё, а где чужое. Он не понимает, где его личное пространство. Таких детей чаще оскорбляют, они подвержены насилию и не противостоят этому, потому что не понимают, как с ними можно обращаться, а как нельзя. Если его зовут покурить, он, скорее всего, не скажет «нет», потому что не знает, что можно отказать лучшему другу. Их желание или не желание не является весомым аргументом для принятия решения. Такие дети чаще всего становятся ведомыми и попадают в созависимые отношения. Они не только позволяют другим проникать к ним, но и сами с легкостью могут рыться в вещах или телефонах супруга, детей, друзей.
Делиться — это не столько история про игрушки в детстве, сколько про формирование образа «Я», самоценности, личных границ, права на собственные желания. Начиная с игры в песочнице закладывается фундамент жизни.