Лариса Настина
Дети с ОВЗ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОО
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК:
- обследование детей;
Темочки:
- получение рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях. В рекомендациях отражаются те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОО по ФГОС ДО и ФАОП ДО. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ОВЗ в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ОВЗ в жизнь социума и прививать им навыки общения.
Организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется во всех образовательных организациях.
Особенность состоит в том, что в них наряду с нормотипичными дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и др.). Вне зависимости от числа таких детей, педагог в работе с ними по АОП.
Особенности детей с ОВЗ.
Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии, обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательной организации.
Общие принципы и правила коррекционной работы.
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Дети с ОВЗ – это такие же дети, но имеющие нарушения в развитии, они в большей мере нуждаются в нашей помощи. Их нужно принять, постараться понять их особенности и оказать помощь.