Наталья Майорова
Дети с ОВЗ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в детский сад все чаше приходят дети с различной нозологией (ОВЗ). И нам как педагогом нужно уметь как можно раньше диагностировать такого ребенка, для оказания своевременного комплексного психолого-педагогического сопровождения.
И все же какова общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. В эту группу входят дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.
Публикация «Дети с ОВЗ в детском саду» размещена в разделах
Развитое мировое сообщество в системе образования давно отказалось от понятий
«инвалид» и «больной».
Новое понятие «лица (дети) с особыми образовательными потребностями» взамен понятия «лица (дети) с ограниченными возможностями в развитии»
введено в Закон РК «Об образовании» в соответствии с международными
требованиями.
- А между собой мы говорим, что это особенные детки.
Классификация и описание детей с ОВЗ.
• нарушениями слуха;
• отклонениями в умственном развитии;
• тяжелое нарушение речи (ТНР);
• нарушением зрения;
• расстройство аутистического спектра (РАС);
• детский церебральный паралич (ДЦП);
• задержкой психического развития (ЗПР);
Хочу сегодня вас познакомить с характеристикой групп детей, с которыми работаем мы в нашем центре.
Умственная отсталость у детей – это низкие интелектуальные и познавательные способности, обусловленные патологиями головного мозга. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях при выраженной умственной отсталости, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, как правило страдает эмоциональная и волевая сфера.
Признаки умственной отсталости у детей:
• низкий уровень познавательной активности. Ребенок не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
• моторика практически не развивается, лишь при тяжелой и глобокой умственной отсталостью;
• значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
• отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
• ребенок играет в самые простые игры. Труд такой ребенок выбирает очень легкий;
• ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, при выраженной умственной отсталости он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.
Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.
(ТНР) Тяжелое нарушение речи - Это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
Детей с ТНР можно отличить по их поведению и отсталому развитию в сфере обучения языку:
• стараются обойтись обиходно-разговорной речью;
• эмоционально избирательны по отношению к играм;
• отстают в красноречивой речи;
• малопонятно разговаривают;
• неполно владеют морфемной структурой слов и их формой;
• имеют маленький словарный запас.
• Ребенок мало играет со сверстниками, редко задает вопросы, редко является инициатором общения, неактивен.
• Расстройство аутистического спектра (РАС) — расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий). У детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Эти дефициты проявляются в речевых задержках, монотонной речи, эхолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи, а также варьируют от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности. Проще говоря, дети с расстройством аутистического спектра не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии. Различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях адаптивного функционирования. Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.
• Внешние проявления (признаки).
• - не проявляет интерес к играм других детей
• - не интересуется играми на взаимодействие
• - избегает визуального контакта
• - вращения, размахивания, рассматривание вращающихся предметов
• - выстраивание в линейку
• - самоукачивание
• - ест несъедобное
• - нет чувства опасности
• - чувствительность к шуму, свету и пр.
• Детский церебральный паралич — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде
ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;
Особенностью психического развития детей с задержкой развития в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является:
• отставание в развитии у них пространственных представлений,
• недостаточная ориентировка в частях собственного тела,
• недостаточна развита тонкая моторика,
• у них наблюдается выраженное нарушение функций активного внимания и ограничение его объема.
Вот характеристики особых детей, которые приходят к нам в детский сад. Многие из вас уже сталкивались с такими воспитанниками и имеют небольшой опыт работы.
Наша с вами задача как педагогов сопровождать детей, помогать и учить их преодолевать трудности.
ФГОС для детей с ОВЗ направлен на гарантию каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
• степени тяжести нарушения психического развития,
• способности к освоению цензового уровня образования,
• вида учебного заведения,
• региона проживания.
Мы так же с вами знаем, что приоритетным направлением модернизации образования - формирование в обществе, в т. ч. у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы социально-педагогической поддержки ребенка:
• Снятие страха - «Ничего страшного.»
• Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что.»
• Авансирование - «У тебя получится.», «Ты сможешь.»
• Усиление мотива - «Нам (тебе) это нужно для.»
• Педагогическое внушение - «Приступай же.
• Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно.»
• «Сегодня ты хорошо рассказал о., отвечал на вопросы и т. д.»
Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Приемы:
• Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
• Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
• Формируйте веру в успех.
• Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать., сможешь и сейчас).
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Упражнение «Клубочек» (Рефлексия)
Передовая клубочек назовите, что: нового, полезного для себя вы сегодня узнали!
Спасибо большое за нашу состоявшуюся встречу, приятно было с вами проработать данную тему. До новой встречи!
Литература:
1. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду : Практические
рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с
детьми с множественными нарушениями в развитии. - СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 - 160 с.
2. Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 83—95.
3. Инклюзивный детский сад. – М., 2009
4. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М. : Центр лечебной педагогики, 2000.
5. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : РУДН, 2010.
6. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М. : ГЕНЕЗИС, 2011.
7. ВЕБЕР В. «Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте/ Перевод с англ. С. М. Адамовой». Под общей редакцией В. Е. Кагана и Е. С. Креславского. - СПб. : - СПб. : РАТЭПП, 1998. — 41 с.
8.