ольга кравцова
Консультация «Дети с нарушениями зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительное восприятие играет определяющую роль в формировании представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, в развитии познавательной деятельности ребенка. Такие признаки предмета, как цвет, величина, форма, протяженность в пространстве, мы определяем, прежде всего, при помощи зрения. Развитие ориентировки в пространстве также непосредственно связано с деятельностью зрительного анализатора. Зрительный контроль имеет большое значение для развития движения человека. При нарушениях деятельности зрительного анализатора у ребенка возникают гностические трудности в познании мира и ориентировки в нем, в осуществлении контактов с людьми, в разных видах деятельности.
Публикация «Консультация „Дети с нарушениями зрения“» размещена в разделах
У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в своеобразии эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к трудовой деятельности.
К лицам с нарушениями зрения относятся :
• Незрячие (слепые) с полным отсутствием зрения или с практической слепотой при наличии остаточного зрения (острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу);
• слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз с «очковой коррекцией»;
• дети с косоглазием и амбиопией.
У детей встречаются различные по характеру и степени выраженности нарушения зрения. К глубоким нарушениям зрительного анализатора у детей относятся слепота и слабовидение.
Выделяют врожденные и приобретенные нарушения зрения.
Врожденные нарушения зрения могут быть обусловлены генетическими факторами. К ним относятся, в частности, наследственные формы врожденных катаракт (помутнение хрусталика глаза, наследственные формы атрофии зрительного нерва и др.). Врожденная слепота может быть связана с внутриутробными поражениями органа зрения при токсоплазмозе, краснухе беременной и других тяжелых заболеваниях матери, особенно в первые месяцы беременности, когда идет процесс формирования органа зрения.
Приобретенные зрительные аномалии могут быть вызваны осложнениями перенесенных ребенком тяжелых инфекционных заболеваний (менингит, менингоэнцефалит, грипп, дифтерия и др., различными заболеваниями глаз, травматическими повреждениями глаза, проводящих зрительных путей и зрительных центров, в том числе при тяжелых родовых травмах.
Глубокое нарушение зрения как первичный дефект вызывает целый ряд вторичных отклонений в психическом и познавательном, а также в физическом и общесоматическом развитии ребенка.
Утраченная (отсутствующая) функция зрительного анализатора компенсируется за счет активной деятельности сохранных анализаторов - слухового, тактильного, двигательного и др. В процессе развития у слепых детей складываются новые способы восприятия и анализа действительности, ориентировки в окружающем. Наличие остаточного зрения имеет большое значение в развитии восприятия и ориентировки слепых детей в пространстве.
К особенностям слабовидящих детей (главным образом дошкольного возраста) относится то, что они не всегда достаточно осознают свой дефект. Неудачи и трудности в играх, обучении, общении с окружающими могут неправильно оцениваться ребенком, вызывая у него раздражительность, замкнутость, неуверенность, проявления негативизма и другие отрицательные характерологические черты личности.
Для психофизического развития ребенка существенное значение имеет время наступления зрительной патологии. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, своеобразие психофизического развития.
Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание.
У детей отмечаются выраженные изменения со стороны двигательной сферы – движения детей неуверенные и некоординированные; особенно страдает моторика мелкой мускулатуры рук.
Методологической основой коррекционной работы в детских садах с нарушением зрения является психологическая теория развития аномального ребенка, специальная педагогика со своей спецификой в принципах, содержаний и методах обучения. Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулированный процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей предусматривают в своей структуре одно или 2-х годичные дошкольные отделения и 12-тилетнее школьное обучение, дающее право на поступление в высшее учебное заведение.
В школах для слепых детей обучаются как абсолютно слепые, так и дети с остаточным зрением, имеющие нормальный интеллект. Слепые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются отдельно, в спец. классах.
Слепые дети обучаются чтению и письму по системе Брайля. Незрячие с остаточным зрением в процессе усвоения учебной информации пользуются бисенсорным восприятием. (Это требует использования специальных средств наглядности, воспринимаемых как осязанием, так и остаточным зрением.) В учебных планах щкол предусматриваются специальные коррекционные занятия, направленные на развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки, остаточного зрения, осязания, речи и двигательных функций. С учетом своеобразия познавательной деятельности незрячих детей применяются специальные приборы, в том числе приборы, позволяющие преобразовывать световые сигналы в звуковые, тактильные, доступные для их восприятия.
В школах для слабовидящих дети получают общее среднее и политехническое образование в соответствии государственным образовательным Стандартом. Содержание обучения в целом соответствует содержанию обучения в массовой школе (за исключением озобразительной деятельности, черчения, а также содержания трудового обучения и физического воспитания). Сроки обучения удлиняются на один год. В учебный план включены индивидуальные и малогрупповые коррекционные занятия по развитию зрения, ритмике, развитию пространственной ориентировки, логопедические занятия.
Для слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, предусматривается обучение в коррекционных классах для детей с ослабленным и нарушенным зрением, где к этим детям осуществляется дифференцированный подход в процессе их обучения. Специфика обучения детей в этих классах включает: изменение темпа прохождения учебного материала; особый режим зрительных нагрузок; применение специальных форм и методов обучения; использование специальных учебных и наглядных пособий, оптики и тифлотехники с целью расширения зрительных возможностей детей; создание соответствующих санитарно-гигиенических условий обучения; организацию лечебно-восстановительной работы и др.
В специальных школах и классах для слабовидящих детей создаются специальные условия, направленные на охрану зрения, облегчение зрительного восприятия и предупреждение утомления.
В системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья мероприятий важное место занимают: достаточное и рациональное освещение в учебных помещениях и в домашних условиях, правильная посадка во время занятий, регулирование продолжительности и характера зрительной работы, соблюдение режима дня, предупреждение переутомления зрения, которое может повлечь за собой его расстройство, в частности близорукость.
Работа с наглядными пособиями в детском саду должна удовлетворять гигиеническим требованиям. Наглядные пособия и иллюстрированный материал должны быть четко выполнены и достаточных размеров.
Очень важно раннее выявление зрительных нарушений у детей. В раннем выявлении нарушений зрения у детей и в предупреждении зрительных расстройств большая роль принадлежит педагогам и воспитателям дошкольных и школьных учреждений.
К общим профилактическим мероприятиям, направленным на охрану зрения, относится проведение широких мер по охране здоровья матери и ребенка, борьба с детским травматизмом, предупреждению и своевременному рациональному лечению инфекционных и других тяжелых заболеваний, которые могут быть причиной стойких нарушений зрительных функций у детей.
Большое значение имеет правильная организация предметно-практической и игровой (прежде всего коллективной) деятельности детей, а также проведение соответствующей разъяснительной работы с родителями детей, посещающих образовательные учреждения.