Анна Кругликова
Консультация «Дети не рисуют: почему и что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование в дошкольном детстве – одно из любимых занятий у дошкольников. Уже на третьем году жизни дети проявляют желание осваивать художественно-изобразительные средства, заполняя лист каракулями, пытаясь рисовать на обоях или песке, увлеченно знакомятся с бумагой и карандашами. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка изучали многие выдающиеся психологи и педагоги (К. Бюлер, Л. С. Выготский, Ф. Гудинаф, А. Ф. Лазурский, Э. Мейман, Н. А. Рыбников и др.). Многие из них полагали, что потребность рисовать генетически заложена в детях, поэтому каждый ребенок априори испытывает желание отразить в рисунке свои впечатления.
Темочки:
Изобразительная деятельность является самым доступным видом творчества ребенка. Если поддерживать и направлять ребенка в этом занятии, можно добиться значительного развития тела, души, интеллекта, в том числе эмоционального. Поэтому так важно в дошкольном возрасте научить детей видеть прекрасное в окружающем мире предметов и событий, богатство и красоту природы, ценить произведения искусства.
Детский рисунок как свободное отражение мышления, воображения, наблюдений ребенка, этапы развития у детей способности рисовать давно привлекают к себе внимание психологов-исследователей (А. Л. Венгер, В. С. Мухина и др.). Способность ребенка рисовать рассматривается как один из критериев интеллектуального и художественного развития детей (Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, Ю. А. Полуянов, Н. П. Сакулина, С. С. Степанов и др.). Изобразительная деятельность ребенка используется также и в психотерапевтических целях. Через проективное рисование психологи ищут возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, помогая ему в ситуации нарушения адаптации к миру, сложностей межличностного взаимодействия, эмоциональных расстройств, травматизации. Рисунки во многих случаях помогают ребенку или взрослому выразить свои психологические проблемы, прожить их и справиться с ними.
Педагоги иногда обращаются к психологу с запросом: почему ребенок отказывается рисовать. Иногда и родители, приводя детей на занятия изобразительной деятельностью, жалуются на то, что ребенок не любит и не хочет рисовать. В каждом конкретном случае можно увидеть самые разные причины. Чтобы найти точный ответ, психолог осуществляет наблюдение, психологическое обследование, проводит беседу с ребенком. Важно получить также информацию от его родителей и педагогов.
Есть, как правило, три основные причины, по которым ребенок не рисует :
1. Не знает как. Навыки ребенка зачастую не соответствуют его богатому воображению. Не имея возможности обучиться техническим приемам, ребенок раз от раза терпит неудачу. Отсутствие у ребенка успеха в изобразительной деятельности создает отрицательную мотивацию к ее избеганию. Ребенок демонстрирует отказ, испытывает тревожность, часто замыкается в себе.
2. Нет условий для рисования. Для рисования необходим художественный материал (бумага, гуашь, акварельные и иные краски, кисти, карандаши, восковые мелки и пр.) Не секрет, что некоторые родители стараются оградить подобные «грязные» занятия ребенка. Тем самым они отваживают его от изобразительной деятельности, особенно с красками. Важно понимать, что для творчества необходимы определенное пространство и спокойная обстановка, чтобы ребенок в любое время и по собственному желанию без помощи взрослого мог нарисовать задуманное. Тогда дома ребенок может тренировать навыки, полученные на занятиях с педагогами.
3. Страх оценивания вследствие критики. «Творения» ребенка часто подвергается ненужным вопросам: «Разве это собачка? Совсем не похоже». Родители, а иногда и педагоги, сами того не замечая, критикуют рисунок, высказывая нелицеприятные слова в присутствии других детей. Это обижает ребенка. Его творческие усилия обесцениваются, самооценка снижается. Так взрослые подрывают веру ребенка в себя, в свои силы, отрицательно влияют на формирование положительного образа «Я».
Что же делать? Помогут следующие направления работы:
1. Систематическая и постепенная работа по обучению ребенка навыкам изобразительной деятельности. Это возможно после предварительного выявления у детей актуального уровня не только художественно-изобразительного, но и общего психологического развития.
2. Организация условий для детского рисования как в группе ДОО, так и в семье. Этому способствуют: консультации психологов для педагогов и родителей, практическая помощь в создании уголка рисования, подборе более легких для ребенка изобразительных средств (предпочтительны гуашь и толстые кисти вместо цветных карандашей, в поиске необходимого места для уголка рисования дома. Важная рекомендация – доступность средств рисования для ребенка. А также поддержка его усилий через демонстрацию готовых рисунков всем близким и положительный отклик на его пока еще несовершенное творчество.
3. Отказ от критики и жесткой оценки, особенно на первых порах обучения. Рисование должно вызывать у ребенка эмоцию удовольствия. Ребенку до 5,5 лет важен не результат, а сам процесс рисования. Поэтому созданный изобразительный образ не оценивается ребенком по критерию «правильно – неправильно», «красиво – некрасиво». Главное – он сам знает, что здесь изобразил. Чтобы не ошибиться, взрослым лучше задавать вопрос: «А что это у тебя нарисовано?» Первые опыты ребенка важно хвалить, вызывая радостные, положительные эмоции.
4. Психологическая помощь. В некоторых случаях, особенно в работе с детьми с ОВЗ возникает потребность в привлечении психолога. Специалист, понимая трудности ребенка, причины отказа от рисования, может провести диагностику, дать необходимые рекомендации педагогам, родителям. Занимаясь с ребенком, психолог мотивирует его на создание образов, дает поддержку, пробуждая позитивное эмоциональное состояние. Так он запускает положительное отношение ребенка к процессу рисования, поощряет его к творческим достижениям.
Успешное функционирование ребенка в изобразительной деятельности, напрямую зависит от потока многочисленных сенсорных сигналов извне, получаемых органами чувств. Затем важен процесс обработки входной информации, что способствует формированию соответствующего отклика или реакции. Весь этот процесс происходит на бессознательном уровне. В связи с этим среди детей, отказывающихся рисовать, есть дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых нарушены или ослаблены процессы обработки полученных впечатлений, детального восприятия (зрительного, слухового, тактильного, проприоцептивного, имеются разнообразные трудности сенсорной интеграции по типу гипер- или гипочувствительности.
Бывает, что процесс рисования затрудняют тактильные дисфункции, вследствие чего дети :
• испытывают страх, тревогу или агрессию при лёгком или неожиданном прикосновении к предметам, к окружающим людям;
• избегают прикосновения к художественно-изобразительным материалам; постоянно их нюхают, пробуют на вкус, или наоборот испытывают отвращение к «грязным занятиям», с красками, клеем, пластилином, водой, песком, глиной;
• не любят пачкать руки, избегают их загрязнения, если руки вдруг грязные, реагируют слезами, негативизмом, часто моют, вытирают их;
• продолжают после 3-4 лет брать предметы в рот для исследования, с трудом определяют физические характеристики объектов, их форму, размер, текстуру, массу, не узнают объекты на ощупь;
• затрудняются при работе с ножницами, карандашами, кистями разного размера, неловко или неправильно держат их, осуществляют слабый захват и т. п. ;
• часто демонстрируют неадекватное поведение при встрече с незнакомыми материалами, объектами, людьми; это характерно для детей с ментальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра;
С такими детьми необходима особая работа. Важно провести углубленное психологическое (а иногда и нейропсихологическое) обследование, получить рекомендации специалистов, провести психологическое консультирование родителей и педагогов. В обучающей работе психолог помогает использовать специальные методы и приемы приобщения ребенка к рисованию, выбору подходящего для него размера бумаги, толщины кистей, обучения изобразительным навыкам. Психолог также поддерживает связь с родителями.
Таким образом, проблема отказа детей дошкольного возраста от рисования актуальна, значима и вполне решаема на современном этапе развития психологических и педагогических подходов и современных технологий.