Валентина Ченцова
Дети, которых не понимают взрослые. Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, которых не понимают взрослые
(рекомендации для родителей)
Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определённых результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение всё: тон, интонация, взгляд, жесты.
Возникает вопрос: как разговаривать с беспокойным ребёнком?
Публикация «Дети, которых не понимают взрослые, Рекомендации для родителей» размещена в разделах
1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «Терпеть не могу», «Ты меня извёл», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день бессмысленны. Ребёнок просто перестаёт их слышать.
2.Не разговаривайте с ребёнком раздражённо, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребёнку время, и обязательно поговорите позже.
3.Если есть возможность отвлечься от дел хоть бы на несколько минут, отложите их, пусть ребёнок почувствует внимание и заинтересованность.
4. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова.
5. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
7. Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если её нельзя выполнить по какой –то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет»; объясните почему. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то –то». Тем самым взрослый может поставить себя в неловкую ситуацию.
Что делать в сложной ситуации?
1.Научитесь не придавать проступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие. Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы четкие требования (в пределах возможностей ребёнка, не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность.
2. Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
3. Не отождествляйте проступок и ребёнка. Тактика «Ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна – закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.
4. Обязательно объясните, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того. Готов шлепнуть. Вряд ли ребёнок поймет, что кричать и драться нехорошо.
5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем («для профилактики», стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу».
6. Не ставьте в пример «непослушному» ребёнку хороших братьев и сестёр, сверстников по группе, укоряя тем, что есть нормальные дети, которые никого не изводят. Взрослые – родители и воспитатели, которые не умеют держать себя в руках, а значит и не умеют себя вести, - не очень хороший пример.
Какой метод эффективнее – похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется: хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Работа не получает одобрения, если нет результата, удовлетворяющего взрослого.
Поэтому чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.