Наталья Алексеевна Макеева
Конспект беседы «День космонавтики» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект беседы, приуроченной ко дню Космонавтики, с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Космос»
Цель: Развитие познавательной активности детей
Задачи:
Вспомнить что в России 12 апреля отмечают праздник -день космонавтики.
Продолжать дополнять знания детей о космосе; о первом космонавте, о животных, которые также были космонавтами, о строении скафандра космонавта
Публикация «Конспект беседы „День космонавтики“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Познакомить детей со строением солнечной системы, о спутнике Земли - Луне, о самой большой звезде -Солнце.
Развивать артикуляционный аппарат, речевую активность, мышление, память, воображение.
Воспитывать чувство гордости за нашу родину, ее героев-космонавтов.
Способствовать проявлению творческой продуктивной активности детей в ходе совместной деятельности родителями.
Ход:
Здравствуйте, дети!
Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко
«Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой
Живут в нем птицы и цветы
Веселый звон ручья
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем
Природою родной земли
Зовется этот дом Земля»
Отгадайте загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется (Земля)
(показывает иллюстрацию и рассказывает по ней)
Планета Земля самая красивая и самая интересная из планет.
Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Кроме нашей голубой планеты есть и другие планеты
(показывает иллюстрацию планет)
, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары.
(показывает иллюстрацию Солнца)
Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Звезды мы видим только ночью,
(показывает иллюстрацию)
а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца.
Давайте сейчас познакомимся с названиями других планет.
(рассматривают иллюстрацию с планетами)
Все планеты похожи на 8 огромных шаров.
Одни из них больше нашей планеты, другие – меньше.
Все они, в том числе и наша планета, кружатся вокруг Солнца.
У каждой планеты свой путь, который называется орбитой.
Земля третья по счёту планета от Солнца.
Юпитер — самая большая планета.
Все планеты, а так же Солнце, звёзды находятся в космосе.
Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос.
Когда – то, очень давно, Луна тоже была планетой, и тоже крутилась вокруг Солнца, но когда она пролетала около Земли, наше земное притяжение её притянуло и с тех пор она не крутится вокруг Солнца., а крутится вокруг нашей Земли.
Луна – это спутник планеты Земля. Поэтому нам так хорошо её видно.
Что же такое «космос» ребята? Космос это огромное пространство.
(иллюстрация)
В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью.
Пещерные люди видели сверкающий, огромный диск Солнца, разгоняющий тьму, видели сияющую Луну, которая периодический меняло свою форму.
Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Людям было очень интересно узнать, что происходит там, высоко в небе. Поэтому люди начали осваивать космическое пространство.
12 апреля в нашей стране отмечают день космонавтики!
А вы знаете, кто первым полетел в космос?
Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на "разведку" животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.
(иллюстрация)
Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний.
Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились.
Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.
(иллюстрация)
Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос.
За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.
(иллюстрация)
Потом летали в космос Белка и Стрелка.
В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля "Восток". Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.
Кто из вас знает, кто такой космонавт?
(Фото Гагарина Ю. А.)
Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле»Восток-1»
(иллюстрация космического корабля)
и облетел Землю за 1 час 48 минут.
Взлетев в космос Гагарин увидел с высоты, что наша планета имеет форму шара. Вернулся Гагарин назад живым и здоровым.
Наша страна очень гордится тем, что в космос полетел гражданин нашей страны России.
Юрий Алексеевич Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт.
Сейчас космонавтов очень много. Они часто летают в космос, потому что человек всё ещё не узнал все секреты космического пространства, поэтому космонавты исследуют космос, изучают его.
(рассматривают скафандр)
Для космонавтов придумали специальное снаряжение, одежду - серебристые скафандры. Они предназначены для защиты человека от внешней среды (от газов, жидкостей и излучений).
Они защищают космонавтов.
В них есть системы, обеспечивающие дыхание,- ведь в космосе нет кислорода.
Как вы думаете, какая работа у космонавтов?
Работа у них: Трудная, интересная, важная, опасная
Космонавты выполняют очень важную работу.
Благодаря этой работе на Земле развивается наука и техника.
Ребята, а вы знаете, кто может попасть в отряд космонавтов?
Воспитатель:
Космонавтом хочешь стать, должен много- много…Знать.
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит … Труд.
Ждут нас быстрые ракеты Для полетов на. Планеты.
Самый дружный будет наш, Наш веселый… Экипаж.
Если в космос мы хотим Значит скоро … Полетим.
Давайте и мы с вами поиграем в космонавтов.
Артикуляционная гимнастика
1. Упражнения на дыхание:
«Покорители космоса».
«Полёт на Луну» - на выдохе звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно опустить.
«Полёт на Солнце» - на выдохе звук «о» громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
«Полёт к инопланетянам» - на выдохе звук «и» нарастает по высоте и громкости.
2. Мимические упражнения:
Космонавты обрадовались, когда приземлились на Марс. Видят к ракете идут непонятные существа, удивились: неужели это марсиане? Марсиане сначала были сердиты на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им.
3. Упражнения для щек и губ
Марсиане приветствуют «Землян». Рот закрыт, губы соединены. На счет «раз»-поднять верхнюю губу вверх, как можно сильнее обнажить верхние зубы. На счет «два»-вернуться в исходное положение. На счет «три» - с силой оттянуть нижнюю губу вниз, обнажить нижние зубы. На счет «4» - в исходное положение. Повтор. 4 раза.
4. Упражнения для языка:
«Часики»--губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов - движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счет до 10.
Марсиане подарили космонавтам подзорную трубу, чтобы с земли наблюдать за звездами.
«Трубочка»--рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза по 5 сек.
А сейчас полетим в космос на ракете.
Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет» : бл-бл-бл-бл.
Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка.
Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.
Нижняя челюсть неподвижна.
Ор-ор-ор – завели мотор!
«Моторчик»--губы в улыбке, рот открыт, пальчиком вибрировать язычок, произнося звук Д-Д-Д за верхними зубами.
Чистоговорки «КОСМОС»
АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты
ИТ – ИТ – ИТ – в космос ракета летит
КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета
КЕТА – КЕТА – КЕТА - в космос летит ракета
ТА – ТА – ТА - в космосе темнота
КЕТЕ – КЕТЕ – КЕТЕ - космонавт в ракете
ДА – ДА – ДА - яркая звезда
АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр
НА – НА – НА - круглая луна
НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты
ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо
МЕТА – МЕТА – МЕТА - длинносхвостая комета
УН – УН – УН - голубой «Нептун»
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля»
Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»
Раз, два, три, четыре, пять -
По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. -
Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит,
Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
А теперь отдохните и послушайте
стихотворение, можете его выучить вместе с мамой
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Автор: Хайт А.
Дома вместе с мамой предлагаю вам нарисовать рисунки: в любой технике на тему :
" Земля наш общий дом:
Космонавты в космосе", Солнечная система",
Вот образцы рисунков!
Жду, ребята, ваши рисунки!