Баисова Алтынай
«Давай придумаем сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Давай придумаем сказку
В четыре гола у ребёнка начинается активный процесс образного мышления. Образы - это уникальные мыслительные конструкции. Как же они возникают у маленького человека?
Мозг младенца реагирует на внешний мир только эмоционально. Эмоция в переводе с латинского - потрясаю, волную. И действительно, она похожа на волну: пробежала по телу, вызвала приятные или неприятные ощущения и исчезла.
По мере развития мозг малыша уже способен запомнить воздействия разных источников. Однажды дотронувшись до горячего чайника, ребёнок уже больше этого не сделает.
Публикация «„Давай придумаем сказку“» размещена в разделах
Эмоции, которые мозг запоминает и может по памяти воспроизвести, мы называем чувством. Постепенно мозг осваивает более сложную операцию. Вызвав в памяти чувство, он его закрепляет в виде образа. Образ может быть описан разными способами, но главное, что любое его воспроизведение по сути своей является творчеством.
На занятиях по сказкотерапии с ребятами можно составлять словесные образы. Придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. С помощью сказки, которую можно использовать на этих занятиях, как чудесную шкатулку для драгоценностей - образов, дети могут расширить свои фантазии об одном образе, а это, в свою очередь, научит мозг работать над своей мыслью, расширять и уточнять её.
Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий – преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребёнка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
В сказках, которые родители или воспитатели сочиняют с детьми, ребята описывают не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, то есть свое внутреннее состояние, свой психический (духовный) мир. Чтобы описать его, они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии. Такое описание при помощи аналогии называют метафорой. Именно языком метафор говорит наша психика, а точнее, правое полушарие головного мозга. Учёные считают, что, кроме процесса создания и хранения образов, эта часть мозга заведует и нашим
здоровьем.
«Исследованиями установлено, что обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии. Оно же в большей мере, чем левое отвечает за эмоциональную и образную стороны мышления, пишут известные американские
психологи Д. Милле и Р. Кроулин в своей книге «Терапевтические метафоры для внутреннего мира ребёнка». Считается, что психосоматическая симптоматика зарождается в правом полушарии. Эриксон и Росси предположили, что, поскольку симптомы являются сообщениями на языке правого полушария, то исследование метафор позволит напрямую общаться с правым полушарием на его собственном языке».
Представьте себе ребенка, угнетенного страхами испытывающего состояние стресса. Вы наверняка видели таких детей Они часто капризничают, с трудом воспринимают новых людей, новые события, не хотят играть сами, им всё не так. Дело в том, что длительное психическое напряжение, вызванное страхом, приводит к продолжительному дисбалансу в организме ребёнка, а это, в свою очередь, вызывает недомогание и в конце концов болезнь.
Вот почему надо сочинять с детьми сказки. То, что вызывает дискомфорт у ребёнка, «записано» у него в правом полушарии мозга в виде чувства. В сказочной форме мы начинаем
Разговаривать с детьми на языке правого полушария, на языке аналогий и метафор, пытаясь не только создать новые красивые образы, но и просим мозг обрисовать свои негативные чувства ввиде образа.
Когда страшилка готова, надо подойти к ней, как укротитель тигров в цирке: заставить её забавно прыгать с тумбы на тумбу. Другими словами, сделать страшилку поменьше, посимпатичнее, «попушистее», нарядить в красивые или смешные одежды, придумать весёлый нрав. Постепенно негативное чувство, вылившееся в отрицательный образ, меняется на положительное. А созданный образ ещё долго будет радовать детей, закрепляя доброе чувство в их душе.
Такие сказки похожи на все сказки, которые так любят, но можно утверждать, что свои сказки дети любят больше и запоминают надолго, так как они вобрали в себя не чьи – нибудь, а их собственные переживания и радости.
Сказка, как водится, начинается с присказки. Это такие весёлые ключики-небывалочки, которые помогают правому полушарию вступить в диалог. Дети старшего возраста сочиняют их сами. Звучат они примерно так:
Как у наших у ворот
Котик песенки поёт,
На высокой крыше
Стихи читают мыши,
А на печке в валенке
Сидит сказка маленька.
Кто её найдет,
Тот и сказку поведет.
Когда присказка готова, можно начинать придумывать героя. Дети средней группы очень, любят делать героями своих сказок игрушки,
маленьких зверюшек или маленьких человечков.
Со старшими детьми можно взять более сложные образы героев старинных сказок : принца, принцёссу, фею, Ивана дурака, Марью-Красу…
Дети 6- 7 лет любят сочинять героев, впрямую похожих на них.
В любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют их в дом, который хотели бы иметь сами, кормят их своими любимыми угощениями.
В сказках мы всегда стараемся снабдить героя волшебной силой. Она приходит к нему в виде волшебника или переходит по наследству, а может приобретаться с волшебной вещью. Волшебная сила нужна герою, чтобы справиться с другим персонажем сказки - злым. Пользуясь волшебной силой, добро гуманными способами преображает злого героя, и он становится приятным, добрым и всеми любимым.
Вместе с волшебным изменением персонажа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор или авторы этого образа. Счастливый конец сказки обеспечен, а вместе с ним жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на их здоровье. Конечно, процесс этот не быстрый, но это один из своеобразных путей к психоэмоциональному здоровью. Сказка помогает наладить и нравственный климат в группе. Ребята становятся более доброжелательными, открытыми, сопереживающими друг другу. Сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни.