Виктория Хлопотова
«Данила-мастер». Конспект НОД по знакомству детей 6–7 лет с ювелирным искусством и творчеством П. Бажова
▼ Скачать + Заказать документы
Примерное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 – 7 лет.
Тема: «Данила - Мастер»
Цель: Расширять знания детей о камнерезном и ювелирном искусствах, прославивших Нижний Тагил.
Задачи:
Образовательные:
-Расширить и закрепить представления о драгоценных камнях.
-Формировать представления о камнерезном и ювелирном искусствах.
- Продолжать знакомить детей с творчеством П. Бажова.
Развивающие:
-Закреплять умения детей давать полные ответы на вопросы.
-Формировать коммуникативные навыки, диалогическую речь.
- Создать условия для развития инициативы детей.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать коллективно, договариваться.
- Воспитывать интерес к истории родного края.
Время: 35 минут
Планируемый результат:
- дети знают о камнерезном и ювелирном искусствах.
- проявляют желание отвечать, проявляют интерес к деятельности.
-у детей формируются и развиваются познавательные и творческие способности.
- ребенок проявляет интерес к родному городу, краю.
Оборудование: иллюстрации к сказам П. Бажова, фото изделий из драгоценных камней, д. и. «Уральские промыслы», конструктор «Лего», пластилин.
Примерное планирование мероприятия:
Воспитатель предлагает детям пройти квест – игру «Путешествие по сказам П. Бажова. Ребятам необходимо выполнить задания, что бы открыть шкатулку (сюрприз). За каждое выполненное задание дети получают плоскостной ключ.
1 задание. Назови сказы по иллюстрации П. Бажова («Серебренное копытце», «Хозяйка медной горы», «Огневушка – поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец»)
2 задание. Составление целой картинки из отдельных частей (д. игра «Народные промыслы»)
3 задание. Отгадывание загадок об уральских самоцветах. (малахит, алмаз, гранат, горный хрусталь, мрамор).
4 задание. Физминутка.
5 задание. Угадай, из какого камня сделан предмет (шкатулка из малахита, подсвечник из мрамора, гранатовый браслет, кольцо с алмазом, бусы с горным хрусталем).
6 задание. Разгадай ребус и составь ответ используя конструктор «Лего» или пластилин (Каменный цветок).
В конце игры у детей должно бытьо 6 ключей. Ребятам необходимо подобрать правильный ключ к шкатулке (по тени нам шкатулке). В шкатулке лежат картинки – расскраски уральских самоцветов).
Источники:
1. Иллюстрации к сказам П. Бажова: https://vatikam.com/portfolios/5881
2. Дидактическая игра «Народные промыслы»
3. Загадки: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/01/26/viktorina-uralskie-samotsvety
4. Фото изделий из уральских самоцветов
5. Два ребуса камень и цветок.
Этап совместной деятельности Содержание совместной деятельности Действия педагога Действия участников Результат
Эмоциональный настрой на совместную деятельность
Звучит спокойная музыка.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я получила посылку и записку к ней, но открыть не могу, нужно найти подходящий ключ. А в записке написано. «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данила – Мастер, я хочу подарить вам небольшие подарки, моего ремесла. Но что бы открыть шкатулку вам нужно пройти все задания, вспомнить, чем я занимаюсь и найти подходящий ключ. Удачи вам.»
Вовлекает в совместную деятельность Дети собираются вокруг, проявляют заинтересованность, предлагают помощь. Эмоциональный позитивный настрой на предстоящую деятельность.
Готовность помочь воспитателю открыть шкатулку.
Мотивационный
- Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой
- Как мы сможем открыть шкатулку?
- Для начала нам нужно пройти все задания и подобрать нужный ключ. Предлагает найти нужный ключ и открыть шкатулку, а для этого пройти все задания от Данилы – Мастера. Проявляют интерес к предстоящей деятельности. Задают вопросы. - умеют высказывать собственное предложение и делать выводы. Дети готовы оказать помощь. Хорошо владеют устной речью
Основной
- Включение детей в целеполагание
- Актуализация знаний
- Повторение литературных произведений
- Игра «Народные промыслы»
- Разгадывание загадок
- Физкультминутка «Гора»
- В путь? Дети, готовы к игре!
Вот мы перед столом с 1 заданием. Посмотрите, нам нужно посмотреть иллюстрации и назвать сказы П. Бажова. Надеюсь, все узнали сказы? Молодцы, вы получаете первый ключ. Ой, он слишком большой, надо искать новый.
Идем ко второму заданию. На столе частички картинок. Вам необходимо собрать из них целые картинки. Что бы было проще можно разделиться на несколько команд и каждая будет собирать свою картинку. Назвать ее. Вот и еще один ключ, но кажется он маловат. Взрослый поощряет детей, отмечая как они правильно называют сказы.
Хвалит детей за старение (называли сказы)
Помогает разделиться на команды и собрать картинки – уральские промыслы.
Отдает ключ меньшего размера. Подходят к столу.
Рассматривают иллюстрации и называют сказы (Прил. 1)
Ребята получают ключ, сравнивают его с замком и делают вывод, что ключ большего размера.
Делятся на команды, собирают картинки и называют их (Прил. 2)
Берут ключ, прикладывают к замку, убеждаются, что он не подходит. - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность;
- знаком с произведениями детской литературы;
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым;
- Ну что ж, пойдемте дальше искать ключ. И наше 3 задание. Вам необходимо отгадать загадки, а ответы найти на столе.
1. В нем застыл зеленый камень
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал?
(Малахит)
2. По твердости. По блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хоть и размером мал.
Скажите, как зовется минерал?
(Алмаз)
3. Он цветами прорастает
Как искорка, его кристалл сверкает
Он то прозрачен, то слегка с дымком.
Вам с детства самоцвет такой знаком
Похож он с виду чуточку на лед
Кто без ошибки камень назовет? (горный хрусталь)
4. Минерал, темно – красного цвета,
Похож на на тезку – фрукт. (гранат)
5. Очень прочен и упруг
С известняком он родственник,
Бывает серый, красный, желтый.
В метро, дворцах он превосходный. (мрамор)
Вот и еще один ключ, но он слишком большой для нашего замка.
Наверное уже устали ключ искать, давате немного разомнемся.
Стоит гора-старушка,
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора, страдает, камешки теряет.
Каждый день и каждую ночь
Катятся камешки прочь.
Раскатились камешки и с той поры
Ничего не осталось от нашей горы.
Педагог задает загадки о самоцветах.
Отдает детям ключ, большего размера.
Рассказывает и показывает детям движения. Дети отгадывают загадки и находит нужные картинки (Прил. 3)
Прикладывают ключ и понимают, что он не подходит.
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту, «катятся камешки прочь» - воспитатель дотрагивается до нескольких детей, и они «катятся» на свои места. Потом текст повторяется и так до тех пор, пока «ничего не осталось от той горы». - умеют включаться в совместную игру, проявляет любознательность.
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Актуализация знаний. Применение уральских самоцветов.
Продуктивная деятельность.
Лепка из пластилина
Вот мы и добрались до следующего задания. Мы свами вспомнили сказы П. Бажова, повторили какие самоцветы у нас на Урале добывали. А сейчас посмотрим, что же из них могли делать. Перед вами предметы, рассмотрите их и расскажите из каких камней они изготовлены.
Вот и еще один ключ
Не расстраивайтесь, у нас есть еще одно задание. Вам нужно отгадать ребус, а отгадку слепить из пластилина.
Предлагает ребятам рассмотреть предметы: Шкатулка из малахита, подсвечник из мрамора, гранатовый браслет, кольцо с алмазом, бусы из горного хрусталя.
Отдает ключ.
Предлагает ребус.
Предлагает слепить отгадку.
Отмечает особенности каждой поделки.
Хвалит за правильные ответы и оригинальное изображение. Дети трогают предметы, рассматривают и называют из каких самоцветов они сделаны (Прил. 4)
Берут ключ, прикладывают к замку, но он слишком маленький.
Садятся за стол. Отгадывают ребус.
Лепят цветок из пластилина, помогают друг другу
(Прил. 5).
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
- развитие мелкой моторики, пространственного мышления;
- ребенок умеет просить о помощи и оказывать ее
Ну вот и ключ. Давай им попробуем открыть шкатулку и узнаем, что же нам прислал Данила Мастер. Выдается ключ нужного размера.
Забирают ключ, открывают шкатулку. Достают картинки – расскраски драгоценных камней. Умеют внимательно слушать, эмоционально проживать услышанное,
Активизирует обсуждение этапов работы.
Поддерживает самооценку, взаимооценку, обращая внимание на самостоятельность детей.
Открытый конец, рефлексия и перспективы развития темы.
Вопросы
Вопросы:
Что мы делали, что бы открыть замок?
Какие задания больше понравилось выполнять? Почему?
Какие задания показались сложными, почему?
Как вы считаете эти задания интереснее выполнять одному или в команде?
Педагог благодарит детей, восхищается созданными детьми цветами.
Предлагает детям взять их домой. Дети заканчивают работу. Дают оценку своей деятельности.
Отвечают на вопросы. Могут осуществлять самоанализ своей деятельности, испытывают чувство сопричастности к общей деятельности.