Овчарова Лариса
Цикл занятий «Вдоль по речке Иловле» ( №1)
▼ Скачать + Заказать документы
«Вдоль по речке Иловле»
Цель:
расширять представления о водоемах,
познакомить детей с разнообразием обитающих в воде и на поверхности воды водных и околоводных организмов (на примере р. Иловля,
помочь увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода,
развивать навыки экспериментальной деятельности, совершенствовать знания о родном крае.
учить понимать и правильно судить о бедах природы,
воспитывать экологически правильное поведение в природе.
Публикация «Цикл занятий „Вдоль по речке Иловле“ ( №1)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением водоемов, полоски синей ткани для моделирования водоема, карты России и Волгоградской области, картинки с изображением животных нашего региона живущих в воде и около воды; оборудование для проведения опытов с водой.
Предварительная работа.
- Просмотр слайдов и видеофильмов в рамках эколого – просветительской деятельности природного парка «Донской»
- Экскурсии на водоем
- Чтение сказок и рассказов Н. А. Рыжовой о воде, сказки «Почему Дон Ивановичем зовут»
- беседа с детьми «Вода кругом вода», «Источники загрязнения воды?»
- дидактические игры «Кто в реке живет», «Что в реке растет».
- П/ игры: «Караси и щука» и др.
Занятие 1
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас удивить. Вы умеете удивляться? Знаю, что умеете. (Покажите как.)
Самым удивительным, интересным будет то, что вы видите каждый день. Давайте попробуем увидеть новое в привычном, обыденном.
Что в гору не вкатишь,
В решете не удержишь,
В руках не унесешь? (Вода).
Действительно, мы будем говорить о воде.
Приглашаю вас в путешествие. Пойдем вдоль реки. Какие названия рек вы знаете? (Ответы детей.) Подумайте, вдоль какой реки нам ближе и удобнее совершить пеший поход? (р. Иловля).
- Давайте рассмотрим карту и уточним маршрут.
- Как называется наша страна? (Россия. Показ на карте).
- Какой город дал название области в которой мы живем? (Волгоград).
Значит, мы возьмем карту Волгоградской области.
-Как называется наш поселок? (Иловля. Показ на карте Волгоградской области). Это центр Иловлинского района.
-Почему он так называется? (Стоит на реке Иловля).
А название реки произошло от слова ил- «осадок, мягкий грунт» - и обозначает «речка с илистым дном». Давайте проследим путь реки по карте.
- Каким цветом обозначаются реки на картах? (Синим).
-О чем нам может рассказать карта?
Как рождаются реки.
Река Иловля берет начало из крохотного родника в Саратовской области. А в Волгоградской области течет по территории трех районов – Камышинского, Ольховского, Иловлинского (ее длина о. 350км).
Почему реки текут извиваясь.
Река не течет строго по прямой. Почему? (Воде постоянно приходится преодолевать самые разные препятствия, обходя холмы и возвышенности). Любая извилина реки зарождается как небольшой поворот перед препятствием.
Есть ли у реки руки и ноги.
Человек наблюдал за природой и всегда искал в ней сходство с собой. Вот и получилось, что реки имеют «руки» и «ноги». Так можно назвать притоки – более мелкие реки, впадающие в главное русло потока. (Покажите их у реки Иловля).
Куда бежит река.
Река стремится влиться в воды более крупной реки, озера или моря. Наша река Иловля впадает в более крупную реку Дон.
Воспитатель: С картой мы разобрались, а теперь создадим свою речную систему.
Моделирование русла реки Иловля.
Самая широкая и длинная полоса голубой ткани превращается в главную реку – Иловлю, полоски поменьше – в притоки (у Иловли их 6 справа и 3 слева).
Задача детей – разложить голубые полосы так, чтобы притоки впадали в большую реку, а сама Иловля – в более крупную реку Дон.
Вывод: на Земле много разных рек больших и маленьких, все они куда-то бегут: некоторые, как наша Иловля, в другие реки, некоторые в океаны, моря, озера. В реках вода движется, а в озерах стоит. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Все они связаны между собой.
Послушайте стихотворение «Речка» Э. Мошковской.
- Маленькая-маленькая речка,
Куда ты бежишь?
-Далечко!
-Страшно бежать далечко,
Маленькая-маленькая речка!
Ямы пойдут,
Овраги,
Камни пойдут,
Коряги,
Может и зверь случиться!
-Я ему дам напиться!
-Встретишься с пнем рогатым,
Старым и бородатым,
С древней кривой сосною!
-Я им ноги омою!
-В полночь бежать придется,
В полночь Яга крадется!
Если она обидит?
-Обидит?
Никто не увидит!
-Маленькая-маленькая речка,
Зачем ты бежишь далечко?
Зачем тебе труд да горе?
Что там далечко?
-Море!
Игра: «Море волнуется»
Воспитатель: Ребята, прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо поработать в лаборатории и познакомиться с некоторыми свойствами воды, ведь даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, способен нас удивить. Знание свойств воды поможет нам понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
Исследовательская деятельность детей «Вот так вода!»
Дети надевают шапочки ученых, прицепляют бейджики с нарисованной капелькой и проводят опыты с водой – программа Н. А. Рыжовой «Нащ дом –природа» блок «Вода» с. 27 .
В заключение еще раз перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода-это жидкость, у которой нет цвета, запаха, формы и т. д.)