Елена Телешова
Что необходимо помнить взрослому, который хочет научить ребенка читать
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать такие понятия, как согласные и гласные звуки, определять их количество и местоположение в слове. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Дети должны усвоить, что предложение состоят из слов, слова-из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. Однако всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребенка- это игра, а следовательно обучение должно проходить в занимательной игровой форме. Играя дети усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.
Темочки:
Предлагаю поиграть в игры, которые помогут ребенку научится различать понятия звук и буква, подготовит его к чтению.
Игры со звуками «Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель: Учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход: Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (один раз). Слушай и будь внимательным. Цепочка слов: арка, дом, ослик, аист, автобус, улей. (произносите слова медленно, выделяя звук ААА голосом).
Игра «Путешествие по комнате»
Цель: учить ребенка находить предметы, в названии которых есть звук С.
Ход: Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С. Ночтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку на найденный мною предмет, а ты клади красную. Пошли.
Игра «Составь слово из отдельно названных звуков»
Цель: Учить ребенка составлять слова из отдельно названных звуков.
Ход: Взрослый называет звуки слова ДОМ в нарушенной последовательности Д,О,М. Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом. (Внимание! Называйте только звук (М) – а не букву (ЭМ, звук (К)-вместо (КЭ)это может вызвать затруднения в составлении и восприятии слова на слух.)
Игра «Цепочка слов»
Цель: Учить выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком.
Ход: Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука РАК.
Ребенок. Последний звук К. Слово КОЗА и т. д.
Игра «Волшебники»
Цель: Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход: Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.
Взрослый ТОК-ребенок СОК
Взрослый ДОМ-ребенок СОМ и т. д.
Проявляйте интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним. Не раздражайтесь, если ребенок не понимает и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер. Не забывайте хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца. Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда малыш будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать.