Мурина Альбина
Консультация для родителей «Что делать, если кусается ребенок?»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО ДЕЛАТЬ КОГДА РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ?
Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать, если кусается ребенок?“» размещена в разделах
В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.
Причины.
Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин.
1. Желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.
2. Низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
3. Адаптация к детскому саду – ребенок переживает стресс, чувствует дискомфорт, поэтому кусает других детей и воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.
4. Доказательство собственной значимости - попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером бывает настолько сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом.
5. Сильные отрицательные эмоции – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. Маленькие дети не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии и проявляет агрессию в ответ максимально быстрым и доступным в этом возрасте способом - кусая обидчика.
6. Недостаток внимания – ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное.
7. Сложная психологическая ситуация дома. Рождение младшего ребенка, недостаточное внимание со стороны отца, ссоры между родителями, отсутствие единой воспитательной позиции.
8. Агрессия со стороны родителей - причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малыша возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может.
Что делать?
Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения. Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к профессиональному психологу.
Но прежде всего, следует проверить, в каких ситуациях в садике ребенок кусается, и попробовать предотвратить их возникновение. Например, если ребенок проявляет агрессию при усталости или голоде, значит, в это время ему трудно владеть собой, и он быстро раздражается. Исключить повод для агрессии довольно просто, психолог тут не нужен.
1. Очень важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
2. Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
3. Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», "Кусать можно только яблоки". Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное.
4. Если вас укусил ребенок - не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
5. Если ребенок укусил вас, или другого ребенка, ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Ребенок не способен осознать то, что он делает. Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцируете у него еще большую вспышку ярости. Не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход, например в аутоагрессии.
6. Утешьте пострадавшего, проявите сочувствие к нему на глазах укусившего ребенка. Таким образом, кусающему ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие, загладить свою вину - предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
7. Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева. На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.