Ирина Черткова
Черты фортепианного стиля В. А. Моцарта
«Я не слышу в своём воображении части музыки последовательно, я слышу её всю сразу. И это наслаждение».
Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, он оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Публикация «Черты фортепианного стиля В, А, Моцарта» размещена в разделах
Вольфганг Амадей Моцарт создавал солнечно-радостные произведения, примером могут служить фортепианные сонаты и другие сочинения - это одна сфера творчества композитора. Другая область - лирико-поэтическая, познавание безграничного мира чувствований. У Асафьева есть глубоко правильная мысль, что «Моцарт движется к психологическому реализму через художественное познавание реальнейшего чувства любви». Эта мысль объясняет причину жизненности музыки Моцарта. Лирико - поэтическое обобщение, выступающее во многих фортепианных произведениях, осуществляется обычно наиболее непосредственно и действенно через мелодию. Моцарт - один из ярчайших мелодистов. Он говорил, что мелодия - «сущность музыки». У Моцарта при использовании всех выразительных средств (ритм, динамика, регистровые сопоставления) обычно появляется прелестная мелодия, ярко врезающаяся благодаря своей особой интонационно - эмоциональной обобщенности в память.
Фортепианных сонат у Моцарта 17. В собрание его сочинений включаются две F dur’ные сонаты. По сравнению с концертами, его сонаты менее виртуозные. Большинство сонат написано в трехчастном цикле, но есть отклонения: в сонате А dur первая часть – вариации. Сонаты С dur и D dur задуманы в более развернутой форме. Особое место среди сонат Моцарта занимает с moll’ная. Предваряющая ее «Фантазия» выделяется творческой смелостью и глубиной содержащихся в ней образов. Фантазия с moll на многие годы опережает развитие фортепианной музыки. Представляя собой произведение уже зрелого классицизма, она пророчески указывает пути к поэме - фантазии композиторов XIX века.
Фортепианных концертов у композитора 28. Эти сочинения - важнейшая веха в истории концертного жанра. Моцарт - создатель классического типа фортепианного концерта. Его концерты - уже не ансамбль с более развитой партией солиста, а произведения, основанные на контрастном сопоставлении солирующего инструмента и остальной оркестровой массы. Контрастность подчеркивается наличием двух экспозиций, оркестровых tutti, во время которых солист не играет, и виртуозным развитием фортепианной партии, кульминация приходится на каденцию. В те времена каденции импровизировались. В XVIII веке каденции считались «гвоздем» исполнения: в них надо было показать и свою творческую изобретательность и виртуозность. Каденция должна была соответствовать общему настроению произведения и включать его важнейшие темы. Но наряду с этим ей следовало придать свободный характер. Среди концертов Моцарта особенно известны три: №23 А dur, №24 с moll, №20 d moll. Характер различен: №23 – светлый, «весенний», два других – драматические, они полны смелых предвосхищений последующих стилей. В концерте с moll Моцарт отказывается от обычного для него светлого финала: конец написан в Суровых, драматических тонах. Концерты с moll и d moll – наиболее «бетховенские» из всех моцартовских концертов. Среди концертов Моцарта отметим также превосходный №22 E dur с виртуозной первой частью и замечательным по глубине Andante, а также Концерт №25 С dur.
Помимо сонат и концертов, Моцарт писал вариации, фантазии, рондо и другие сочинения для фортепиано.
При всей ясности своего ума, трезвости и логичности мышления, Моцарт - всегда поэт, поэт лирический, сообщающий своим творением какой-то особый, сердечный, ласковый оттенок. В самой личности Моцарта было много этой чудесной внутренней теплоты и обаяния. Мужественный человек и художник, он привлекал к себе душевной чуткостью и мягкостью характера.