Галина Хощенко
Цели и задачи театральной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи театрализованной деятельности
в дошкольном образовательном учреждении
Одна из приоритетных целей современного образования
– воспитание психологически здорового человека,
т. е. свободного уверенного в себе, с активной жизненной
позицией, стремящегося творчески подходить к решению
различных жизненных ситуаций, а значит – счастливого,
познающего себя и окружающий мир
не только разумом, но и чувствами.
И. В. Дубровина
Детство - уникальный период интенсивного психофизического развития, которое теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира чувств ребенка и его переживаний. В силу возрастных особенностей дети находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять собственными чувствами, что часто приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Главная цель дошкольного образования – создать все условия для гармоничного развития ребенка. В дошкольном образовательном учреждении этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, взаимодействии сверстников в группе. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает, в том числе и театральная деятельность. В ходе театральной деятельности происходит развитие эмоционального интеллекта, который поможет детям лучше понять свои эмоции, возможности, способности, они смогут понимать себя и других.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста определены цели и задачи:
• познакомить детей с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);
• формировать у младших дошкольников навыки коллективного взаимодействия, умения понимать и выражать с помощью мимики, жестов и пантомимики эмоциональное состояние (психопрофилактика застенчивости);
• способствовать развитию воображения и творческого потенциала детей;
• развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);
• стимулировать у дошкольников самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом);
• формировать представления об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни;
• развивать связную, грамматически правильную речь, обогащать словарный запас у младших дошкольников;
• способствовать формированию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественной литературы, стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений;
• стимулировать двигательную импровизацию у детей;
• создавать эмоционально-положительный климат в группе (основная задача театрализации в первой младшей группе — помочь детям «оторваться» от мамы, то есть отвлечься.
Виды театрализованной деятельности для дошкольников:
• драматизация (дети уже с возраста младшей группы участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры;
• театр на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);
• стендовый театр (дети получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром);
• настольный (из бумажных, картонных и природных материалов, например, шишек и желудей и т. д.);
• верховой театр (знакомство детей с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);
• театр живых кукол (масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надевают маски).
В театрализованной деятельности в детском саду необходимо осуществлять индивидуальный подход, это очень важный аспект успешной реализации поставленных целей и задач с дошкольниками. Однако на этом пути встречается немало преград: творческие виды деятельности во многом зависят от темперамента ребенка и степени его стеснительности.
Дети дошкольного возраста не так подвержены волнениям и переживаниям по поводу публичных выступлений. Зато склад характера играет определяющую роль. И педагогу важно найти способ включить всех малышей в общее дело. Индивидуализация опирается на: распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации); удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат); обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника.).
Театрализованная деятельность, как и любая другая, подвергается мониторингу. Критерии оценивания детей помогают выявить: прогресс или недостатки в развитии эмоционально-волевых, интеллектуальных качеств; уровень развития творчества; пробелы в знаниях художественных текстов; уровень физической подготовки (в аспекте выполнения имитационных упражнений).
Театрализация в группах, кроме помощи в решении вопросов социализации, является незаменимым видом активности, способствующим физическому, интеллектуальному и духовному развитию ребят. Именно поэтому разные виды театрализованной деятельности не только практикуются в рамках самостоятельных занятий, но и вписываются в разработки уроков других образовательных направлений. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача организовать и направить творческий потенциал малышей в правильное русло.