Казанцева Наталья
Целевая прогулка выходного дня с родителями «Экскурсия в краеведческий музей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экскурсия в краеведческий музей»
Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
• закрепить понятия «музей», «краеведение», «экспозиция»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
Публикация «Целевая прогулка выходного дня с родителями „Экскурсия в краеведческий музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Консультации
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии в краеведческий музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Недавно мы с ребятами нашей группы и их родителями посетили наш городской краеведческий музей. Для наших ребят это был первый поход с группой в музей. Никто не знал, что ждало их внутри здания, все были в ожидании, нетерпении поскорее все увидеть, ведь в детском саду мы много беседовали о родном крае, городе, узнавали, как раньше жили люди. Узнавали о быте, обычаях в старину, приметах, и многом другом.
Музей - удивительное место, в котором хранится история нашего народа. Этот поход позволил нам узнать историю родного края поближе.
В каждом крае есть место, где можно познакомиться с его историей, узнать о достопримечательностях, обычаях и быте, увидеть интересные и удивительные вещи, узнать его выдающихся людей. Таким местом является краеведческий музей. В экспозицию музея входят несколько залов, посвященных разным периодам в жизни нашего края. Но особенно интересно было познакомиться с природой и культурой нашего края. Как богат наш край своим животным и растительным миром! Чучела животных и птиц, гербарии, коллекции камней заняли свои места под стеклами. А в соседнем, этнографическом зале можно увидеть нашу национальную одежду и украшения, услышать песни нашего края, познакомиться с бытом наших предшественников. Здесь же можно узнать о людях, которые стали гордостью нашего края. Несколько залов отведено под современные экспозиции и выставки. Здесь и персональные выставки наших художников, и художественные поделки местных мастеров. Отдельный стенд рассказывает о борьбе жителей края с фашистскими захватчиками в годы Второй мировой войны, о людях, погибших в борьбе за свободу своей Родины.
Придя в музей, мы купили билеты, а затем отправились на место встречи с экскурсоводом. И первым вопросом ее было:
- Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?
Музе й (от греч. дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. Затем присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с середины прошлого века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческие)
Что такое краеведение?
Краеве дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.
- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.
- Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.
- Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы с вашим воспитателем спросим, что вы запомнили.
Рассказ об истории музея.
Златоустовский краеведческий музей - один из старейших в России основан в 1825 году как музей Златоустовского горного округа. Первыми коллекциями музея были коллекция минералов и горных пород и коллекция холодного форменного и украшенного оружия.
Златоустовский окружной музей размещался в небольшой комнате Златоустовского механико-металлургического техникума. В момент его открытия насчитывалось 150 экспонатов. Через несколько месяцев, благодаря усилиям общества краеведов, фонды музея выросли до 2000 экспонатов. Музею было предоставлено новое помещение.
В настоящее время музей располагается в бывшем доме горного начальника. Здание музея является памятником истории и культуры федерального значения.
В годы Великой Отечественной войны музей был закрыт, здание было занято Харьковским архивом.
В конце прошлого века, в результате активной экспедиционной работы сформирована этнографическая коллекция. Появилась коллекция древнерусской живописи и медной пластики. Коллекция редкой книги была сформирована из книг XVIII - начала XX в. в., переданных из научной библиотеки музея. Были приобретены старопечатные книги.
В Златоустовском городском краеведческом музее экспонируется уникальное украшенное холодное оружие златоустовских мастеров И. Н. Бушуева и И. П. Бояршинова, изделия из булатной стали, чугунное художественное литье Кусинского и Каслинского заводов, работы современных Златоустовских мастеров выполненные в традициях златоустовской гравюры на металле.
Обзор музея мы начали с первого зала, где ребята узнали много нового о животных родного края, дети с любопытством рассматривали чучела животных, отвечали на вопросы, проявляли интерес.
Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории района в естественных условиях многих видов птиц и животных.
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
Пти цы— класс оперённых, теплокровных, яйцекладущих позвоночных, чьи передние конечности имеют форму крыльев. Изначально строение птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует и много видов нелетающих птиц. Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва.
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?
Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)
б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)
- Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на чучела настоящих птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в лесах нашего края.
- Животные, которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем
Затем экскурсовод рассказала нам немного об истории нашего города, ребята увидели старинные вещи, одежду, в чем раньше ходили люди, как жили, как шили одежду и многое другое, затаив дыхание ребята слушали экскурсовода и оглядывались на предметы, задавали интересующие вопросы
Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества, резьбы по дереву.
За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.
Наш далёкий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой и на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.
Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.
- Как вы думаете, для чего служили прялки?
. Подведение итогов.
- Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята, после того, как мы познакомились с животным миром нашего края, мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?