Ирина Николаевна Бушуева
«Использование ИКТ в оптимизации методической работы в деятельности ДОУ по речевому развитию воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОПТИМИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ.
Старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР - детский сад № 229
Бушуева Ирина Николаевна
Публикация «„Использование ИКТ в оптимизации методической работы в деятельности ДОУ по речевому развитию воспитанников“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время исследователи и практики дошкольного образования отмечают, что воспитатели уделяют недостаточное внимание к вопросам речевого развития детей. Одной из причин данного факта является низкий уровень осознания значимости и глубины проблемы речевой активности. Анализ состояния речевой активности детей в дошкольных учреждениях, проведенный Т. И. Чирковой, показал, что соотношение речевой активности детей и воспитателя на занятиях составляет в лучшем случае 3:2 (где 3 – речевая активность воспитателя, 2-речевая активность детей; при норме соотношения 2:3). Такие данные убеждают в том, что в детском саду важно организовывать методическую работу, направленную на повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития детей и использовании ИКТ в оптимизации методической работы в инновационной деятельности ДОУ по речевому развитию воспитанников.
Тема оптимизации методической работы в инновационной деятельности ДОУ по речевому развитию воспитанников относится к требованиям к кадровым условиям реализации Программы по ФГОС ДО (1, который предлагает Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.
Качество методической работы, на наш взгляд, определяется единством профессиональных знаний и практических умений, которые должны быть сформированы у педагогов ДОУ.
Методическая работа в МБДОУ должна охватывать всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей, создавая условия для повышения качества образования и осуществляться в разнообразных формах и методах работы.
Результативность методической работы оценивается по качеству работы воспитателя с детьми, а именно по уровню развития речи детей. Этому способствует активизация культурной речи педагогов, развитие их ситуативного творчества в практике работы с детьми, а также вовлечение родителей в процесс обеспечения непрерывного, гармонического развития детей.
Методическая работа в МБДОУ направлена на участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов и родителей) и способствует:
*обеспечению всестороннего развития воспитанников,
*активизации личности педагогов,
*развитию их творческой деятельности;
*осуществлению взаимосвязи с семьей и школой в обеспечении непрерывного, гармоничного развития детей.
Реализацию данных задач обеспечивает разносторонний характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов работы с педагогическими кадрами.
Для решения данных задач нами использовались разнообразные методики и технологии :
Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ. Сфера,2010 год
Богословец Л. Г., Маер А. А. управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009 г.
Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2010 год.
В качестве современного средства нами используются информационно – коммуникативные технологии.
Применение ИКТ технологий в методической работе имеет неоценимое значение:
1. Повышение качества и эффективности управления ДОУ за счет максимальной оптимизации работы с информацией.
2. Создание единого внутреннего информационного пространства ДОУ и внешнего информационного пространства «ДОУ – семья - школа».
3. Оптимизация и повышение качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ с опорой на последние достижения в области информатизации.
4. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
5. Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания с использованием ИКТ.
6. Повышение педагогической культуры родителей.
7. Трансляция педагогического опыта на широкую общественность.
8. Повышение престижности и рейтинга ДОУ.
Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей и на каждом этапе используются информационно – коммуникативные технологии.
АНАЛИЗ. Его целью является изучение особенностей речевого развития детей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей. На данном этапе весь анализ результатов обследования воспитанников и оценки уровня компетентности педагогов и анализа их участия в методической работе проходит в электронном варианте.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Её целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:
* Планирование инновационной работы.
* Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа, программа развития планы специалистов)
* Выбор направлений самообразования.
Все планируется в электронном и печатном формате. На сайте МБДОУ представлены основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:
Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки литературы. При их организации используются мультимедийные презентации по представляемым темам и сопровождением видео методов работы с детьми.
Практический этап: Семинары, открытые и коллективные просмотры, работа творческой и экспериментальной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей. Мы часто используем не только открытые просмотры, но и видеопросмотры.
В работе с родителями также используются ИКТ технологии :
Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;
папки – передвижки;
изготовление тематических альбомов;
анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
совместные досуговые мероприятия;
открытые просмотры;
анкетирование;
групповые собрания;
дни открытых дверей.
Кроме того осуществляется через сайт работа с родителями неорганизованных детей.
РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и образовательный процесс с детьми. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и мониторинга, при которых тоже используются ИКТ технологии
КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии детей, в компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях педагогического совета или Совета Учреждения.
Таким образом, задача развития речевой активности детей средствами инновационных технологий с учетом их индивидуальных особенностей решалась через различные формы методической работы с педагогическими кадрами: от информативных и обучающих до практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным ситуациям взаимодействия с детьми.
Мониторинг этапов опытно-экспериментальной деятельности, обучающие семинары, обсуждение результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, в применении современных развивающих технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами, специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем свидетельствуют результаты итогового анкетирования воспитателей и специалистов по речевому развитию детей (средний показатель качественных изменений возрос на 43 %).
Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической работы по повышению профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей является :
Творческие находки многих педагогов ДОУ опубликованы в печати (журналы, газеты, сборники районного, городского, регионального и российского уровня).
Участие воспитателей в конкурсах профессионального мастерства.
Методическая работа с использованием ИКТ технологий, направленная на решение задач речевого развития детей и повышения компетентности педагогов реализовывалась через разнообразные интерактивные формы. Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать намеченные цели воспитания и развития детей.
список литературы:
ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 года. - 28 стр.
Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ. Сфера,2010 год. – 96 с.
Богословец Л. Г., Маер А. А. управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009 г. – 128 стр.
Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2010 год. - 128 стр.