Ксения Антонюк
Советы родителям по формированию читательского интереса у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ?
Родители для детей – первые учителя. Вам суждено заложить первые кирпичики в фундамент образования детей. От Вас, в первую очередь, зависит, научится ли ребенок думать, мыслить, фантазировать, и будет ли у ребенка желание получать новые знания, искать ответы на вопросы.
Читая книги, Вы развиваете сознание своего ребенка: восприятие, память, концентрацию внимания, основы мышления малыша, а самое главное образное мышление – качество необходимое для последующего интеллектуального развития ребенка. В процессе чтения и слушания у ребёнка активно работает головной мозг, причем оба полушария.
Темочки:
Читая / слушая (работа левого полушария) малыш постоянно рисует в своем воображении образы и картинки про-исходящего в сюжете (работа правого полушария).
Полезное чтение расширяет внутренний мир ребенка, развивает его как личность.
КНИГИ, ПРОВЕРЕННЫЕ ВРЕМЕНЕМ
от 1,5 до 4 лет
Народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка-Ряба», «Петушок и бобовое зернышко». Стихи для малышей А. Барто, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, стихи-потешки.
от 2,5 до 6 лет
Народные сказки про животных «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Петушок - Золотой гребешок», «Мужик и медведь». К. И. Чуковский «Телефон», «Федорино горе». С. Я Маршак «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Про все на свете», «Три зверолова». Басни С. В. Михалкова. Рассказы М. Зощенко. В. А. Осеева «Волшебное слово». Произведения А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», В. Драгунского «Денискины рассказы».
от 5 до 8 лет
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Дружок»,
«Фантазеры», «Телефон». А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Н. Грибачев «Лесные истории». К. Коллоди «Приключения Пиноккио». А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». П. Бажов «Серебряное копытце». Т. Янсон «Шляпа волшебника», Д. Родари «Приключения Чипполино». Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино». Рассказы В. Бианки.
10 СОВЕТОВ, КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ И КНИГАМ
1. Читайте с рождения
Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Это успокаивает его, помогает снять напряжение.
2. Сделайте чтение игрой
Читая книги в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. Поиграйте с ребенком в настольный театр после прочтения сказки или сказку можно почитать для любимой игрушки ребенка. Придумайте совместно с ребенком правила игры, тогда процесс чтения станет для ребенка более увлекательным и интересным
3. Не бойтесь повторений
Не раздражайтесь и не удивляйтесь, если ребёнок на протяжении некоторого времени просит вас почитать на ночь одну и ту же книгу. Просто она олицетворяет для него психологический комфорт. Как правило, ежедневное чтение одних и тех же книг заканчивается в восемь лет.
4. Учите стихи
Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! В этом возрасте заучивание стихов даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание будет более сложным и будет требовать определённых усилий.
5. Пусть литературу выбирает ребёнок
Позвольте ребёнку выбирать для чтения те книги, которые ему интересны. Каждая книга чем-то полезна. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма. До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет развивает фантазию, а реалистичный сюжет — обогащает жизненный опыт. Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.
6. Выбирайте правильные аргументы
Неубедительно:
- Эту книгу вам задали в школе
- Эту книгу читали все
Серьёзные доводы:
- Эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться
- Это книга автора, которого ты уже хвалил
- Это любимая книга актера из фильма, который тебе нравится
7. Сделайте покупку книги приключением
Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. На это надо выделить не менее полутора часов, дать ребёнку корзинку и позволить положить в неё всё, что он хочет. Создайте какой-либо ритуал при чтении книги. Читательские ритуалы очень полезны.
8. Читайте по ролям
Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребёнком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Отрепетируйте и позовите на представление членов семьи или родственников.
Можно также читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов, просто сидя рядом с ребёнком. Вы оба получите огромное удовольствие.
9. Создайте ребёнку правильное окружение
Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того, что он заинтересуется чтением, намного выше.
10. Читайте сами!
Парадокс, но не читающие родители хотят быть родителями читающих детей. В это же самое время их дети делают для себя однозначные и печальные выводы: «А зачем мне читать, если мои родители не читают и успешны?». Как бы вы ни уставали, держите в руках книгу хотя бы 15 минут в день. Дети должны видеть пример. Идеальный вариант, если бы в вашей семье были традиции, связанные с книгой.