Ильсияр Шамсумухаметова
Консультация «Искусство говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство говорить
Культурные и методические требования» к речи педагога.
1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.
Публикация «Консультация „Искусство говорить“» размещена в разделах
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность воспроизведения, отчётливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоком слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые. В этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
9. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
Е. И. Тихеева
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Среди требований к речи педагога выделяют:
• Точность –. это главным образом соответствие речи действительности. Достигается точность за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.
• Логичность – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять выражаемое содержание.
• Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
• Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Средства выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствуют не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого.
• Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает
сформировать навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
• Правильность – соответствие речи языковым нормам.
• Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Искусство говорить.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
(Русская пословица)
Стрелять — еще не значит быть стрелком; не тот речист, кто треплет языком.
(Узбекская пословица)
Причины возникновения слов-паразитов
Бедность словарного запаса. Человеку приходится употреблять лишние слова, чтоб сделать свою речь «более богатой». Как видим, употребление слов-паразитов нисколько не обогащает речь, а наоборот, засоряет.
Желание выиграть какое-то время для обдумывания ответа на поставленный вопрос. Иногда даже люди с богатым словарным запасом пользуются таким приёмом.
Иногда причиной появления лишних слов в речи является мода на определённые слова. Часто в таких случаях употреблять их начинают даже люди, у которых раньше не было проблем с речью. Не нужно гнаться за модой, избавляйтесь от подобных слов, как только они появляются в вашей речи.
Бывает, что перед публичным выступлением человек нервничает, его эмоциональное состояние нестабильное, проще говоря, он находится в состоянии стресса, и чтоб собраться с мыслями, выиграть время, он начинает употреблять различные слова-паразиты. Если это будет повторяться часто, то такие слова зафиксируются в речи и будут её засорять.
Боязнь пауз. Очень часто слова-паразиты появляются в момент возникновения паузы, которую человек стремится заполнить. Если даже случилось так, что во время выступления вы забыли текст, не бойтесь остановиться, сделать паузу. Слушатели смогут в этот момент обдумать информацию, которую вы им сообщаете. Эти паузы помогают избавляться от слов-паразитов.
Как же бороться со словами-паразитами?
Читайте вслух литературные произведения. Это не только поможет вам расширить ваш словарный запас и избавиться от вредных слов, но и позволит развить дикцию, артикуляцию, избавиться от грубых слов.
Существует ещё один действенный способ избавиться от употребления слов-паразитов — штраф за их наличие в речи. У вас должен быть помощник, который при каждом употреблении вами лишнего слова получает вознаграждение (какую-то оговоренную сумму денег, а вы, соответственно, штраф.
Научитесь грамотно выражать свои мысли. Для многих людей это является проблемой. Для того, чтобы мысленно составить фразу, а потом её произнести, нужно время. Поэтому человек употребляет слова-паразиты, стараясь получить время на обдумывание и формулирование своего высказывания.
Прежде чем произнести что-то (предложение, доклад, рассказ, выступление и т. п., продумайте информативность и лаконичность речи. Чаще всего слова-паразиты употребляются в больших выступлениях. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы в вашей речи было больше информации и меньше лишних слов, засоряющих её.
Стихи для запоминания ударений в словах
• Мы не жулики, не воры, подписали договОры.
• Здесь стилисты-практиканты всем завязывают бАнты.
• Как у нашей Марфы есть в полоску шаАрфы!
• Долго ели тОрты – не налезли шОрты.
• Срубили ель, сорвали щавЕль.
• В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свЁкла.
• Баба Фёкла копала свЁклу,
а Коко Шанель любила щавеЕль.
• Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзИ.
• Начинить чтоб пирог,
Ты купи-ка творОг!
• Тяжела была работа –
В теле всём теперь ломОта.
• Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
• ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,чтоб ты запомнить верно смог. (ЗвонИт и говорИт.)