Юлия Чудайкина
Консультация для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Буклет для родителей будущих первоклассников". Данный материал содержит педагогические рекомендации родителям будущих первоклассников. Направлен на повышение педагогической родительской компетенции. Нацелен помочь родителям (законным представителям) в психологической подготовке ребенка к школе, содержит советы позитивного настроя на обучение в школе, поможет лучше понять своего ребенка и разобраться в тонкостях преемственности между дошкольной и школьной новой жизнью малыша. После ознакомления с буклетом, по моему мнению, родители смогут правильно организовать режим дня ребенка, станут помощниками в учении без стрессов и психологического напряжения. Рекомендации родителям, содержащиеся в памятке, помогут философски посмотреть на обучение ребенка в школе и сделать правильные выводы.
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними.
Я. Корчак
Уважаемые родители!
Вы – первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:
Одна – корни,
Другая – крылья.
Как только развитие человека перестает полностью определяться генетическими закономерностями, начинается обучение. И именно в течение критических дошкольных лет в ребенке нужно выявить и развить огромный потенциал, заложенный в нем от рождения. Большое значение в это время имеет поведение родителей. В течение этого периода становления, пока ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.
Вы родители, Вам и выбирать. Либо Вы постараетесь обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные (насколько позволяет Ваш образ и уровень жизни) условия, либо пускаете его развитие на самотек. В последнем случае возможность ориентировать ребенка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала упущена Вами навсегда.
*Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом, ведь дети учатся языку, подражая, слушая, наблюдая и трогая руками.
*Ваш ребенок обязательно будет говорить так, как говорят его домашние и соседи. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь, как его отец или мать!»
*Ваш ребенок будет постоянно изучать то, что он наблюдает, и понимать он будет гораздо больше, чем сможет сказать.
*Ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают.
*Язык и речь гораздо лучше развиваются в атмосфере спокойствия и любви, ведь в таких условиях возникает больше возможностей и поводов для бесед.
*По родительскому голосу можно определить отношение родителей к своему ребенку. Прислушивайтесь к своему голосу и делайте выводы.
*Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении Вашего малыша умению думать и говорить, и не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном и языковом развитии ребенка принадлежит ему самому.
* Вы должны обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, в котором он живет, о том, что расположено по соседству, а также о местах, удаленных от дома.
*В качестве учителя собственного ребенка Вам придется выслушивать его, разговаривать с ним, направлять его внимание и часто читать ему.
*Не обязательно постоянно находиться рядом с ребенком, достаточно быть в пределах его досягаемости. Ведь важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют своему чаду.
Родители – основные учителя языка для своего ребенка. Обучение станет более эффективным, если в повседневном общении с ребенком Вы постараетесь учитывать принципы обучения языку. И кроме того, таким образом Вы сможете овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении. Учить не значит садиться за стол и вести себя как на уроке; речь идет о том, чтобы показать ребенку и делать вместе с ним то, чем Вы занимаетесь в повседневной жизни.
*Разговаривая с ребенком, Вы даете ему ощущение тепла и безопасности.
*Проявляйте готовность слушать. Старайтесь поощрять все попытки ребенка заговорить и объяснить, что он хочет. Если Вы устали или торопитесь, не забывайте: терпение, проявленное в дошкольный период, существенно облегчит Вашу задачу в будущем.
*Уделяйте ребенку побольше времени. В дошкольном детстве влияние семьи на языковое развитие, когнитивное развитие и приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в дошкольные годы закладываются основы уверенности в себе и успешного языкового общения вне дома. От степени раннего языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе, в компании сверстников, на работе.
*Присоединитесь к ребенку, когда смотрит телевизор. Старайтесь узнать, что его интересует. Обсудите с ним увиденное.
*У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость.
*Ставьте для себя и для ребенка реальные цели. Ведите и направляйте его – но не подталкивайте.
*Старайтесь, чтобы он не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но терзайтесь, если Вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания: родителям тоже нужно «жить».
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
ДЕЛАЙТЕ!
Радуйтесь Вашему ребенку.
Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
Когда ребенок может Вас слышать, разговаривайте сами с собой.
Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
Разговаривайте с ребенком заботливо, успокаивающим, одобряющим тоном.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
Говорите с ребенком короткими фразами.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Говорите медленно.
Будьте терпеливы.
Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда ребенок подрастет.
Каждый день читайте ребенку.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
Поощряйте любопытство и воображение Вашего ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
Старайтесь, чтобы ребенок вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
Слушайте вместе любимые песни, стихи и сказки ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
Помогите ребенку выучить его имя, фамилию и отчество.
Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, находящихся по соседству школах.
Регулярно водите ребенка в библиотеку.
Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
Не теряйте чувство юмора.
Играйте с ребенком в разные игры.
Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, расстроен, устал; займитесь чем-то другим.
Не требуйте сразу слишком многого: пройдет время и ребенок приучится к самостоятельности.
Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»
Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите просто: «Она синяя».
Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
- всех логических связей;
- всех Ваших чувств («Мама устала»);
- абстрактных рассуждений и объяснений.
Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.