Папки-передвижки

Конспект занятия «Брестская крепость. Начало войны»

Ксенья Моисеева
Конспект занятия «Брестская крепость. Начало войны»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: Начало войны. Брестская крепость.

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»;

Задачи:

1. Формировать у детей патриотическую позицию.

2. Закрепить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне,

Публикация «Конспект занятия „Брестская крепость, Начало войны“» размещена в разделах

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Предварительная работа: чтение рассказов, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, приближается великий праздник 9 Мая – День Победы. Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей).

Педагог: В этот день 75 лет назад закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу.

А знаете ли вы в каком городе, и когда началась война? (ответы детей).

Слайд № 2

22 июня 1941 года гарнизон Брестской крепости принял первые удары немецко-фашистских захватчиков и более месяца держал оборону в полном окружении.

Ребенок:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

С. Щипачев

Слайд № 3

Брестская крепость – крепость, расположенная в черте города Брест, в Белоруссии, у государственной границы с Польшей. Крепость была построена в 19 веке как часть системы укреплений. Крепость состояла из двухэтажных казарм, обнесённая 10 метровым земляным валом с казематами в нём. Толстые кирпичные стены, каменные подвалы оказались полезными её защитникам в 1941 году.

Слайд № 4

22 июня 1941 года гарнизон брестской крепости одним из первых принял на себя удар немецко-фашистских захватчиков. В 3 часа 15 минут по крепости был открыт ураганный огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате артиллерийского огня были уничтожены склады, водопровод. Вода требовалась не только для бойцов, которые были обыкновенными живыми людьми, но и для пулеметов.

Слайд № 5

К моменту нападения в крепости находилось около 8 тысяч военнослужащих их семьи, медицинский персонал и персонал хозяйственных служб - более 10 тысяч человек.

Физкультурная минутка «Солдаты».

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой – раз, левой раз,

Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладоши –

Дружно, веселей!

Застучали наши ноги –

Громче и быстрей!

По коленям мы ударим –

Тише, тише, тише.

Руки, руки поднимаем –

Выше, выше, выше.

Мы на месте покружились,

Дружно все остановились.

Слайд № 6

Жены, матери, дочери… С первых минут войны находясь на передовой боевых действий, они вынуждены были искать укрытия, спасая жизни детей. Оказавшись на разных участках обороны – ухаживали в подвалах за ранеными, подавали бойцам боеприпасы, а некоторые и сами брали в руки оружие.

Слайд № 7

Осознав, что спасти от гибели детей и женщин они уже не смогут, защитники Цитадели приняли решение отправить их в плен.

Слайд № 8

По расчетам немецких генералов, крепость должна была быть взята 22 июня 1941 года к 12 часам дня, однако планы не оправдались, и советские пограничники защищали крепость более месяца.

Слайд № 9

Обороной крепости руководили майор П. М. Гаврилов и полковой комиссар Е. М. Фомин. Врагам удалось войти в крепость тогда, когда защищать её практически было некому: большинство защитников погибло, а оставшиеся раненые не могли держать оружие, к тому же не имели боеприпасов, воды и пищи.

Слайд № 10 - 11

До последнего сражались бойцы Брестской крепости. Об этом говорят надписи, оставленные защитниками в развалинах. Они написаны кровью, мелом, выцарапаны на камнях и стенах: «Прощай, Родина!», «Умрем, но не сдадимся», «Умираем, не срамя».

Слайд № 12

Брестская крепость все же пала…

Физкультурная минутка: «Будем мир мы защищать».

Раз, два, три, четыре, пять. - Поочередно соединяют пальчики обеих рук.

Будем мир мы защищать! - Жмут руки друг другу.

На границе встанем, - Прямые руки вытягивают вперёд.

Всех врагов достанем. - Шаг, выпад вперёд.

Будем чаще улыбаться, - Повороты в стороны, улыбаются друг другу.

А не ссориться и драться! - Обнимаются друг с другом.

Слайд № 13 - 14

Сейчас крепость-герой – это музей под открытым небом. Люди со всего мира приезжают сюда, чтобы почтить память героев.

Слайд № 15 памятник «Мужество»

Главный памятник крепости. Перед монументом Мужество зажжен Вечный огонь. Пламя исходит из середины пятиконечной звезды, рядом с которой бронзовыми буквами выложена надпись «Стояли насмерть. Слава героям»

Слайд № 16 монумент «Жажда»

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим этот памятник, ведь у него есть история и вспомним рассказ, который мы с вами читали (Прил. № 1).

О каком подвиге советского пулеметчика этот рассказ? Достоин ли этот герой того, что в честь его подвига воздвигли памятник? (ответы детей)

Действительно, надо обладать великой отвагой, чтобы осмелиться под огнем врага доползти до реки, ведь солдат, который здесь увековечен, опираясь на автомат, из последних сил пытается дотянуться до реки и зачерпнуть каской воды. Спасительная вода нужна была в первую очередь раненым, страдавшим от жажды, а также для того, чтобы охладить перегревшийся пулемёт.

Слайд № 17 памятник «Последний защитник»

Защитники Брестской крепости погибли, но не сдались. Последний солдат так и не выпустил из рук оружия, выходя навстречу врагу и верной смерти.

Слайд № 18

Разбитая крепость над Бугом стоит

В ней камни, омытые кровью.

Мы верим, навеки народ сохранит

Бессмертную славу героев.

Несмотря на тяжелое начало войны, советский народ сплотился и выстоял этот тяжелый и длинный бой, продолжительностью почти в 4 года. И сегодня мы отмечаем 75 годовщину победы над немецко – фашистским захватчиком!

Ребенок:

Не ветер гуляет, не вьюга.

Бушуют огонь и свинец.

У плавней широкого Буга,

у тихой реки Муховец.

Ни молнии там, ни зарницы,

Ни грома весенний раскат.

В неравном бою на границе

Товарищи насмерть стоят.

Не пали в бою бастионы,

Не сломлена воля солдат

Победные наши знамена

Над крепостью Брестской парят.

И ныне стоит величаво

На страже Советской земли.

Старинная крепость державы,

Чтоб снова враги не прошли.

Список использованных интернет ресурсов:

1. https://radio_mohovaya9.tilda.ws/brestskayakrepost

2. https://historykratko.com/brestskaya-krepost-i-oborona-bresta

3. https://brest.mil.ru/

4. https://materinstvo.ru/art/rasskazy-detyam-o-velikoi-otechestvennoi-voine Materinstvo.ru

5. https://vk.com/@batalist.neva-letopis-brestskoi-kreposti-tretii-zal-polskii-period

6. https://topwar.ru/97419-nasha-pamyat-brestskaya-krepost-chast-1.html

7. Фото из архива Г. Я. Сергиенко

Приложение № 1

Брестская крепость стоит на границе. Атаковали ее фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдается, сражается Брестская крепость.

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

Кругом вода — река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

— Воды!

— Воды!

— Воды! — несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.

Посмотрел пулеметчик — испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.

— Эх, была не была.

Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

— Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат — по глотку хотя бы.

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.

— Подходи, — произнес пулеметчик.

Шагнули бойцы вперед, да вдруг…

— Братцы, ее бы не нам, а раненым, — раздался чей-то голос.

Остановились бойцы.

— Конечно, раненым!

— Верно, тащи в подвал!

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.

— Братцы, — сказал, — водица…

Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взял боец кружку, осторожно налил на донышко, смотрит, кому бы дать. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.

— Получай, — протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:

— Нет, не мне, — произнес солдат. — Не мне. Детям тащи, родимый.

— Детям! Детям! — послышались голоса.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети — жены и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

— А ну, подходи, — обратился боец к ребятам. — Подходи, становись, — и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.

Смотрят ребята — в каске вода.

— Вода!

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.

— На, — протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

— Папке, — сказал малыш. — Он там, он стреляет.

— Да пей же, пей, — улыбнулся боец.

— Нет, — покачал головой мальчонка. — Папке. — Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.

Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.

Ждут фашисты — вот-вот, и запросят пощады люди. Вот-вот, и появится белый флаг.

Ждали, ждали — не виден флаг. Пощады никто не просит.

Тридцать два дня не умолкали бои за крепость «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» — написал на стене штыком один из последних ее защитников.

Это были слова прощанья. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

Поклонилась за это страна героям. И ты на минуту замри, читатель. И ты низко поклонись героям.

Сто рассказов о войне С. Алексеев

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении мероприятия, посвящённого 75-летию окончания Второй мировой войны «Горькая память войны»Фотоотчёт о проведении мероприятия, посвящённого 75-летию окончания Второй мировой войны «Горькая память войны» 3 сентября в МБДОУ детский сад №9 г. Донецка прошло мероприятие, приуроченное к 75-летию окончания Второй мировой войны. Торжественно.

Конспект занятия «Как регулировалось движение на дорогах во время Великой Отечественной Войны» в старшей группеКонспект занятия «Как регулировалось движение на дорогах во время Великой Отечественной Войны» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» с. Фёдоровка. «Как регулировалось движение на дорогах.

Конспект занятия «Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны» для детей подготовительной группы Конспект занятия «Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны! Цель: Расширять представления детей о событиях Великой Отечественной войны.

Конспект занятия с детьми старшей группы «Юные герои Великой Отечественной войны!»Конспект занятия с детьми старшей группы «Юные герои Великой Отечественной войны!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Грядет Великий праздник, который мы встречаем со слезами на глазах- "День Победы".

Крепость «Орешек»Крепость «Орешек» Вчера. 1 мая, в Санкт-Петербурге выдался удивительно теплый, ясный, безветренный день, и мы решили съездить в Шлиссельбург, чтобы побывать.

Лэпбук «Брестская крепость»Лэпбук «Брестская крепость» 9 Мая - День Победы. В нашем городе находится мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой", сегодня там проходили мероприятия, посвященные.

Моя семья — моя крепость!Моя семья — моя крепость! Моя семья – моя крепость! Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу поздравить вас с исконно русским праздником – Днем Петра и Февроньи, с.

Конспект занятия по рисованию «Что такое День Победы? Это значит нет войны!» с детьми старшей логопедической группыКонспект занятия по рисованию «Что такое День Победы? Это значит нет войны!» с детьми старшей логопедической группы Здравствуйте,уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию план - конспект образовательной деятельности по лексической теме "9 МАЯ.

Протокол родительского собрания «Начало нового учебного года — начало нового этапа в жизни группы и его воспитанников» Дата проведения: 12 сентября 2019г. Количество присутствующих: 17 человек. Повестка родительского собрания: 1. Выступление заведующей д/с.

Снежная крепостьСнежная крепость Эх зимушка-зима, деткам радость принесла. Ну никак не получается в этом году, чтобы радость была у наших малышей. В декабре плюс 8, потом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Брестская крепость. Начало войны»
Опубликовано: 10 января 2021 в 10:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Брестская крепость. Начало войны»» (включая файлы) размещена пользователем Ксенья Моисеева (УИ 1535137) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД