Лучший педагог года

Бисероплетение как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Осетрова
Бисероплетение как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития общества целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка. Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно-богатой личности.

Публикация «Бисероплетение как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

В образовательной области «Художественное творчество» выделены различные виды продуктивной деятельности, с которыми необходимо познакомить ребенка-дошкольника. Помимо традиционных видов деятельности педагоги ДОУ осваивают и другие виды.

Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны : малыши увлеченно нанизывают бусы подростки плетут «фенечки» и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

Различают следующие виды бисероплетения :

1. По содержанию:

• предметное;

• сюжетное;

• декоративное.

2. По количеству используемых цветов:

• силуэтное (монохромное);

• цветное (полихромное).

В процессе занятий бисероплетением дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они изготавливают путём нанизывания бисера на проволоку (леску). Создание поделок требует большой работы мысли и воображения.

Занятия бисероплетением способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше, счет. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания предмета по частям.

У детей старшего дошкольного возраста под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предметов. К 5-7 годам дети имеют довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими изобразительными умениями. Рука ребенка стала более крепкой и сильной, а ее движения более уверенными и четкими. Все это позволяет определить более сложные задачи обучения.

В процессе занятий бисероплетением детям продолжают давать различные знания о форме предметов. Учат находить и выделять знакомые формы в предметах. Эта задача достаточно легко решается в бисероплетении, так как дети имеют возможность сравнивая и сопоставляя, делать правильные выводы и умозаключения.

В старшей группе нужно не только уточнять знания детей о различных цветах, но и учить дифференцировать цвета, выделяя яркие, светлые и темные. Решение этой задачи позволит сделать работы более выразительными, обогатить их колорит, расширить цветовую культуру восприятия. Благодаря этому дети учатся более осознанно использовать цвет, подбирая для цветка яркие цвета бисера, для декоративных работ - контрастные.

В бисероплетении детям легче сравнивать фигуры по величине и понятия высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, длинный - короткий усваиваются быстрее. Дети довольно быстро усваивают также понятия вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, но испытывают трудности в определении левой и правой стороны, часто заменяя одно понятие другим. В связи с этим задача прочного овладения детьми различными пространственными представлениями и понятиями по-прежнему является важной.

Проводится обучение детей приемам нанизывания бисера на проволоку, так как от этого зависит качество бисероплетения.

В старшей группе на каждом занятии необходимо обращать внимание на качество детских работ, так как от качества зависит изображение в целом.

Основное содержание детских работ и в этой возрастной группе -предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования. Передавая изображение того или иного предмета в бисероплетении, дети используют самые разные способы: простое низание, плетение навстречу, параллельное низание, плетение петлями. Поэтому, подбирая предметы для изображения, воспитатель должен обращать внимание на его эстетические свойства.

Занятия бисероплетением приучают детей к плановой организации работ. Выполнение работ из бисера способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развитию волевых способностей.

Свободное овладение разными приемами и способами бисероплетения, умелое сочетание цветов и форм позволяют дошкольникам широко и творчески передавать в своих работах различное содержание предметного, сюжетно-тематического и декоративного характера.

В целом, выявляя значение обучения бисероплетению, можно отметить его влияние на:

развитие художественного творчества детей,

развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

развитие художественно – графических умений и навыков;

развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

• становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

• воспитание зрительской культуры;

• возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Творчество дошкольника имеет свои особенности. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л. С. Выготский) [3]. В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Э. В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности [13, c. 57].

Все это еще раз подтверждает вывод о том, что занятия бисероплетением очень важны для детей дошкольного возраста, так как они влияют на развитие художественного творчества.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Весенняя акция «Красота спасёт мир!» Фотовыставка для родителей и детей старшей группыВесенняя акция «Красота спасёт мир!» Фотовыставка для родителей и детей старшей группы Цель: Развитие эстетической культуры среди родителей и детей на примере своей группы В последние годы возросло внимание к проблемам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Бисероплетение как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 17:11
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Бисероплетение как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Осетрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД