Татьяна Макрушина
Беседы по гражданско-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Беседы по гражданско-патриотическому воспитанию
«Маша варежку надела».
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками) Обогащать сенсорную культуру, вводя новые знания о цвете, материале, назначении предметов одежды. Учить понимать речь педагога, отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.
Материал: Корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколькими парами варежек, пара вязаных перчаток, вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек, кругов и полосок для выполнения аппликации.
Публикация «Беседы по гражданско-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятий:
Воспитатель повязывает на голову платок и берет в руки корзину.
Я - бабушка. Посмотрите, что я принесла в корзинке. Это клубки ниток. Ваня, какого цвета твой клубок? А у тебя, Маша? Можно ли покатать клубок? Можно, потому что клубок круглый, у него нет углов. На что похожи клубки? В клубок смотаны нитки. Эти нитки шерстяные. Что можно связать из шерстяных ниток? Вы знаете, чем вяжут мамы и бабушки? Правильно, спицами и крючком. Варежки обычно вяжут спицами. Посмотрите как я буду это делать. У меня получились вот такие варежки. Зачем нам нужны варежки? В моей корзинке много варежек, и они все перепутались. Найдите одинаковые по цвету и узору варежки и разложите их по парам. Потрогайте варежки, приложите к щеке – они теплые.
Загадка: Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят в печке вязанной сидят.
Верно, это пальцы в варежке.
«Где мой пальчик?» Н. Саконская.
- Маша варежку надела
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал!
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
-Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
- Как вы думаете, почему у Маши пропал пальчик? Как Маша нашла свой пальчик? У вас такое бывает? Что еще надевают на руки, чтобы они не мерзли? Правильно, перчатки по форме похожи на варежки? Нет, в перчатках есть отдельные «комнатки» для каждого пальчика.
Загадка: Пять пальчиков – пять чуланчиков,
Каждому пальчику – свой чуланчик.
- У наших кукол нет варежек зимой руки у них могут замерзнуть, давайте поможем им сделать для них красивые варежки (дети выполняют аппликации).
Игра: «Погреемся немножко» (надевают варежки).
Мы похлопаем в ладоши: Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают)
Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее: Топ, топ, топ (топают).
«Русский народный костюм»
Цель: Учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подоле рубахи. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Упражнять в технике работы с кистью: Кончиком ворса, плашмя, формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.
Материал: Контурные изображения рубаха, сарафан, бумажная кукла «Русская красавица». Кисти, гуашь (на каждого ребенка)
Ход занятия:
- К нам в гости пришли русские красавицы. Посмотрите, какие они стройные, изящные. Как раньше называли красавиц? (лебедушка, березонька, ягодка). А какими именами их называют в сказках? (Василиса Прекрасная, Марья – краса, длинная коса; Марья – искусница, Василиса – Премудрая).
- Наши красавицы очень хотят пойти на ярмарку.
Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Что это за одежда? (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник.) Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались ее красотой и говорили: «А идет – то, а идет, как лебедушка плывет, говорит, словно реченька журчит». Или: «Как красива, величава, выступает будто пава».
- Сегодня мы с вами будем украшать одежду наших красавиц, но не просто, а празднично, нарядно. Как украшалась одежда? (узорами, вышивкой) В каких местах на рубахе вышивали узоры? (на вороте, рукавах, подоле). Какие символы (знаки) вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, птицы).
- В старые времена на подол рубахи пришивали узорную полоску, на которой вышивали символы. Узоры эти были разноцветные. Вы помните, что означали эти значки?
засеянное поле огонь земля земля пропитанная водой
- У вас на столах лежат рубахи. Сегодня мы наденем на рубаху сарафан, а подол рубахи украсим узорной полоской.
Нарисовали? Молодцы!
- Теперь будем наряжать наших лебедушек, и они станут еще красивее! Наверно, каждая из них найдет там себе жениха, который будет любоваться ее красотой и скажет ей: «Лебедушка ты моя!»
«Беседа о русской игрушке – Матрешке»
Цель: Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой, частью культуры русского народа.
Ход:
- Ребята, отгадайте пожалуйста загадку:
Ростом разные подружки
А похожи друг на дружку
Все они сидят в друг дружке.
А всего одна игрушка.
(Под русскую народную мелодию заходит девочка – матрешка и рассказывает стихотворение; в руке корзина с матрешками).
Издалека, по дорожке
Пришла к вам русская матрешка.
Огляделась, удивилась.
И ребятам поклонилась.
- А сейчас я вам расскажу откуда появилась матрешка. В Сергеевом посаде много лесов, поэтому дерево стало основным материалом для ручных поделок и игрушек. Знаменитая русская матрешка появилась на свет более 100 лет назад. Выточил ее токарь В. Звездочкин, а расписал художник С. Мамотин. Благодаря их таланту и фантазии нехитрая игрушка обрела русские черты и покорила Россию, а потом и мир. Игрушку делают из липы, с помощью специальных инструментов – настоящие мастера.
(Обращаю внимание на костюм сарафан, рубаха, фартук, платочек – типичный наряд русской женщины, скромный, красивый.)
Лицо у Матрешки – круглое, доброе, веселое.
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толстая
А внутри она пуста
Разнимается она
На две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой -
Будет Третья во – второй
Половинку отвинти,
Плотную, притертую
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее и посмотри
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая куколка пузатая
Эта кукла лучше всех -
Чуть-чуть больше, Чем орех.
Вот составленные в ряд
Куклы – сестры все стоят.
Сколько спросим, вас опять
И ответят куклы: «Пять!»
(Обращаю внимание детей. Все наши матрешки – улыбчивые, озорные, веселые, а в руках – самовар, туесок, чайник.)
- Как можно назвать матрешку – «милая», «добрая», «игривая», «труженица». Это характерные черты женщины, девочки. Умельцы наблюдали в жизни, а затем отражали в игрушке.
«Флаг и герб РОССИИ»
Цель: Учить узнавать Российский флаг, называть его цветовую окраску и ее значения, познакомить с гербом России.
Материал: флаг России, иллюстрацию Российского герба.
Ход:
Ребята, это флаг России, окрашен в белый, синий, красный цвета. Повторите за мной, в какие цвета окрашен флаг. (дети повторяют)
Белый символизирует мир, чистоту, правду.
Синий – символ веры, верности, постоянство в правду.
Красный – мужество, смелость, великодушие и любовь.
Государственный флаг России подымается на специальной мачте. Флаг можно увидеть на всех государственных зданиях и учреждениях. Он реет над кремлем в г. Москве.
Герб России – представляет собой двуглавого орла: орел олицетворяет мужественность, бесстрашие.
Орел летает высоко, что никакие катаклизмы на земле ему не страшны. Орел сильная птица.
«Символика Саратовской области».
Цель: Дать детям общее представление о флаге и гербе Саратовской области. Воспитывать любовь и гордость за Родину.
Материал: Флаг, герб Саратовской области.
Ход:
- Ребята сегодня на нашем занятии я Вам расскажу о флаге и гербе Саратовской губернии. Рассмотрите внимательно герб он представляет собой лазоревый щит с отношением ширины к высоте 8:9 на котором помещены три сельди в виде образного креста, три серебряные стерляди олицетворяют историю г. Саратова - рыбные богатства края. Щит окружен дубовыми золотыми листьями соединенные Андреевской лентой.
- А теперь обратите внимание на флаг. Посмотрите и скажите, чем он отличается от Российского (ответы детей). Правильно, дети, у Российского флага три цвета, а на флаге Саратовской области два. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос. Нижний красного цвета и Верхний белого цвета с двухсторонним изображением в центре белой полосы герба Саратовской области: белый цвет - символ чистоты, покоя, стабильности, порядка. Красный цвет – обозначает мужественность, силу, любовь, независимость
Цель: Познакомить с историей возникновения пряника; воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу.
Ход:
- Ребята, а где можно взять хлеб и пряники? (ответы детей)
- А вы знаете как пекут пряники? Пряники придумали люди очень давно.
Главное в прянике то, что он делается на меду: мед кладут в тесто. Добавляют пряные пахучие травы – отсюда и название: пряник.
В ваших булочных продаются пряники мятные- белые и круглые. Кто их не пробовал! Мятными называют пряники потому, что в них добавляют траву мяту. Растет мята на наших полях, цветет мелкими фиолетовыми цветочками, обладает сильным пряным запахом. Ученые установили: мята целебна, в ней есть вещества, которые убивают микробов. А какие еще мы знаем пряники? Знаменитые тульские и вяземские- по названиям городов Тула и Вязьма. Это старые древнерусские города. Когда именно там стали печь пряники, установить трудно. Есть пряники- расписные, с картинками- их называют печатными.
«Беседа о русской игрушке матрешке.»
Цель: Познакомить детей с народной игрушкой- матрешкой. Частью культуры русского народа.
Ход:
-Ребята, отгадайте пожалуйста загадку:
Ростом разные подружки,
А похожи, друг на дружку.
Все они сидят в друг дружке.
А всего одна игрушка.
Появляется матрешка.
Из далека, по дорожке
Пришла к вам русская матрешка
Огляделась, удивилась
И ребятам поклонилась.
-А сейчас я вам расскажу откуда и когда появилась матрешка. В Сергиевом посаде много лесов, поэтому дерево стало основным материалом для ручных поделок и игрушек. Знаменитая русская матрешка появилась на свет более 100 лет назад. Выточил её токарь В. Звездочкин, а рассписал художник С. Малютин. Благодаря их таланту и фантазии нехитрая игрушка обрела русские черты и покорила Россию, а потом и мир. Игрушку делают из липы, с помощью специальных инструментов- настоящие мастера. Обращаю внимание на костюм сарафан, рубаху, фартук, платочек- типичный наряд русской женщины, скромный, красивый. Лицо у матрешки- круглое, доброе, веселое.
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста.
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой-
Будет третья во- второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую.
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь её и посмотри
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
Эта кукла лучше всех-
Чуть-чуть больше, чем орех.
Вот составленные в ряд
Куклы- сестры все стоят.
Сколько спросим, вас опять
И ответят куклы-«пять!»
Обращаю внимание детей, все наши матрешки- улыбчивые, озорные, веселые, а в руках самовар, туесок, чайник. Как можно назвать матрешку- «милая, добрая, игривая, труженица». Это характерные черты русской женщины, девочки. Умельцы наблюдали в жизни, а затем отображали в игрушке.