Лучший педагог года

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «история появления мяча»

Наталья Петух
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «история появления мяча»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа «История возникновения мяча»

Цель:

1. Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями мячей, предназначенных для спортивных игр.

2. Закрепить знания детей о материалах, из которых изготавливают мячи.

3. Закрепить знания детей о спортивных играх с мячами

4. Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом

5. Расширять словарный запас детей.

6. Развивать творческое воображение, мелкую мускулатуру рук.

7. Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.

Публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста „история появления мяча“» размещена в разделах

Оборудование:

Мячи (экспонаты мини- музея) : древнерусские, восточные, декоративные, спортивные, мячи- забавы, предметы, сделанные из лопнувших мячей, дидактические игры, насос.

Наглядная информация: фотографии древнерусских мячей и схемы изготовления, фото видов спорта с мячами, фото знаменитых спортсменов, старинные почтовые марки с видами спорта, схемы изготовления мячей – кусудама, фото картин и гравюр 17-18 веков о игре в теннис, фото мячей для забавы, фотографии «на мотивы мяча».

Папка с наглядной информацией «Мяч из древности, через моря – в нашу жизнь и для меня».

Надувные шарики (по 2 на каждого ребёнка, рис, греча, горох, воронки, ножницы, схема изготовления - для мастер - класса «Резиновый мяч для сокса и жонглирования».

Ход:

Здравствуйте, ребята!

Ребята, а вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть? Сегодня вы узнаете историю появления мяча и о особенности мячей для различных видов спорта. (Дети проходят в музей и садятся на стулья).

«История появления мяча»

Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. В некоторых странах мяч не только любили, но и. уважали.

Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами, в игры типа футбола.

А древние индейцы вообще не касались мяча руками, а только ракетками, потому что у них он читался символом Солнца и Луны.

Древние Римляне играли стеклянными мячами.

Японские дети в древности забавлялись мячиками кемари (мальчики пинали его ногами) и темари (обшитыми шелковыми нитями мячами девочки бережно играли только руками) (рассматриваем фото мячей темари).

А еще в религиозных обрядах японцы использовали шарообразные конструкции из бумажных модулей. Такие шары, похожие на красивый мяч назывались кусудамы («Кусури» в переводе с японского – лекарство, а «тама» - шар). Кусудамы подвешивали в комнате больного как символ пожелания скорейшего выздоровления. Иногда внутрь шара помещали ароматическое масло.

Вопрос к детям: А ваши бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки рассказывали вам о том, какими игрушками они играли? Какими в старые времена на Руси были мячи? (ответы детей).

В нашей стране мячи были разные. В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка.

(Передаю детям поочерёдно древнерусские мячи, сделанные родителями, и предлагаю угадать из каких материалов они сделаны и чем набиты (ответы детей).

Вопрос к детям: А вы догадались, почему эти игрушки называются «МЯЧ»? (ответы детей)

Происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». Мяч — это мягкий шар. У девушек была любимая песенка-частушка:

Пущу мякчик по дорожке, Пущай мякчик катится.

Физкультминутка «Волшебный сундучок»

Вопрос к детям: Ребята, а что «умеет делать» мяч (прыгать, летать, катиться, кувыркаться, лопаться и т. д.). В нашей игре вы будете придумывать, угадывать и изображать персонажей, которые тоже обладают этими качествами.

Дети стоят по кругу, водящий «сундучок» в центре садится на корточки, кладет голову на колени. В нем находится сюрприз. Дети выполняют движения в кругу и произносят слова

В сундуке секреты есть

И подарков в нем не счесть,

Чтоб секреты разгадать

Будем дружно открывать!

Дети подходят к «сундучку» и тихонько его задевают. Внезапно он поднимает руки вверх – «сундук» открыт. Он называет кто или что в сундуке, а дети изображают движениями названный предмет.

С тех пор люди изобрели много мячей! Тряпичных, войлочных, каменных, деревянных. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами. Играть в них считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств прописывал игру в мяч. А погоняй-ка такой, каменный! Или с песком. Тяжеловатые мячи.

Однажды, две тысячи лет тому назад, в Риме случилось вот что. Учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и отскакивал! "Идея!" - должно быть, подумал Атциус, купил пузырь, обшил его дома чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий!

Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Надувают мячи специальным приспособлением. Вот, взгляните (показывает насос) Это насос. Запомните это слово, ведь насос очень необходим для накачивания воздухом мячей для разных видов спорта.

А вы заметили, что насос состоит из нескольких частей? Самая главная часть-цилиндр с поршнем, поршень толкает воздух из цилиндра в шланг (практический показ с объяснением). К шлангу присоединяется игла, она вставляется в мяч через отверстие с клапаном и проводит воздух внутрь мяча. После надувания клапан закрывает отверстие внутри мяча, и воздух не выходит обратно.

Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный.

(Дети поочерёдно накачивают баскетбольный и волейбольный мячи)

Современные мячи делают из самых разных материалов. Зато форма у мяча всегда одинаковая. Какой формы мяч? (Круглый.) С одним только исключением. Мяч для игры регби. Взгляните не него. Какой он формы? Овальной формы (как дыня).

Давайте рассмотрим картинки с разными видами спортивных игр, сравним разные виды мячей и ответим вопросы:

Почему мячи такие разные?

Чем гандбольный мяч отличается от волейбольного и почему?

Почему мы метаем набивной тяжелый мяч, а отбиваем от пола резиновый?

Почему прыгаем на больших резиновых мячах, а садиться на маленькие резиновые мячи нельзя?

Что кроме мяча необходимо для игры в волейбол? (баскетбол, теннис настольный, большой, флорбол, футбол, водное поло и т. д. по картинкам) и т. д.

Кроме современных спортивных существуют еще и особенные мячи –массажные, ортопедические, фитболы, пауэрболы используемые для укрепления здоровья и укрепления мышц (рассматриваем экспонаты музея, фотографии, обсуждаем).

А для забавы и увлекательных игр придуманы мячи - головоломки, мячи с присосками, попрыгунчики, светящиеся в темноте, музыкальные, разноцветные крупеники для сокса, для жонглирования и другие.

Они изготавливаются из различных материалов (дети рассматривают экспонаты).

Дидактическая игра «Из чего сделан мяч»

Детям предлагаю корзину с различными материалами: лоскутки ткани, шелковые нитки, клубок ниток, мех, крупа, силикон, резина, кожа, бумага, войлок, замша, береста, камешки, вата, целлофан.

После показа мяча дети его обследуют и выбирают материалы, из которых он сделан. (5- 6 мячей).

Послушайте, о чем мечтает каждый мяч:

Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу.

Ребята, а что делать с мячами, которые лопнули, разорвались и стали непригодными для привычных игр с мячом?

Совсем необязательно такие мячи выбрасывать и если пофантазировать и потрудиться, то можно подарить мячу «вторую жизнь». Посмотрите, можно из них сделать атрибуты для игр: шлемы, маски, различные препятствия для занятий физкультурой, круглые корзиночки для мелких предметов и даже вазы для овощей и многое другое (рассматриваем экспонаты, фото, обсуждаем).

Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать правила безопасности.

1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? (Мяч может их разбить).

2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? (Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию).

3. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!

Почему? (Водитель может не успеть остановиться)

4. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? (Это испортит мяч).

А в заключение нашей экскурсии по мини-музею мяча я хотела бы подарить вам мяч для жонглирования. Он сделан из воздушны

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста Комплексно – тематическое планирование на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста ОВД Подвижные игры 1 неделя Разучивать.

Проект «Мой веселый, звонкий мяч» Цель проекта: Формировать у дошкольников представления о назначении и свойствах мяча средствами экспериментальной деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «история появления мяча»
Опубликовано: 16 марта 2015 в 21:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «история появления мяча»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петух в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД