Татьяна Чистова
Беседа по правовому воспитанию с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
У МЕНЯ ЕСТЬ ПРАВА
ЦЕЛИ
1. Дать детям представление об их правах и обязанностях.
2. Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.
3. Научить уважать достоинство и личные права других людей.
4. Рассказывать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
* * *
Сегодня мы поговорим о том, что такое право и какие права есть у детей.
Публикация «Беседа по правовому воспитанию с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
У каждого человека есть права. Он уже рождается с правом на жизнь. Это значит, что государство и родители должны заботиться о ребенке, сохранять и защищать его жизнь. Чем старше становится ребенок, тем больше прав у него появляется. Когда ребенку исполняется два года, у него есть право посещать детский сад, а с 6-7 лет – школу. В 14 лет человек получает паспорт, а в 18 лет имеет право водить машину, жениться, участвовать в выборах. Какие свои права вы знаете?
Права детей записаны в специальном документе – «Конвенция о правах ребенка».
Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их родителям, строить больницы и поликлиники, где врачи вылечат малыша, если он заболеет.
Ребенок имеет право отдыхать, играть, веселиться. Право на отдых, игры, праздник также записано в Конвенции.
Вспомните сказку Шарля Перро «Золушка». Какие права главной героини нарушены? (Право на отдых, на праздник.)
Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, воспитанными.
Когда нарушают право человека, он вынужден защищать право, чтобы его не лишиться. Но не все умеют защищать свои права. Не всегда умеют даже пользоваться ими. Этому нужно учиться. Что ты сделаешь, если твой сверстник возьмет у тебя твою игрушку, не спросив разрешения? Имеет ли он на это право? Как ты будешь защищать свое право пользоваться своими вещами?
Нарушитель чужих прав часто несет наказание.
Знаете ли вы о том, что никто и никогда не смеет оскорблять и мучить другого человека? Оказывается, есть еще люди, способные дразнить и обижать детей за то, что они иной национальности, религии, имеют другой цвет кожи. Встречаются такие взрослые, которые наказывают детей за шалости, непослушание или просто бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписавшее Конвенцию, обещает защищать своего маленького гражданина и наказывать того, кто жестоко обращается с детьми.
Теперь вы знаете, что каждый из вас имеет права. Весь мир, все страны обязались уважать и защищать права каждого ребенка!
В чем помогают права? Какие права у вас есть дома?
В семье никто не имеет права ударить кого-либо, тем более ребенка. Побои являются грубым нарушением прав ребенка и других членов семьи. В каждой семье у ребенка должно быть место или комната, где он спит, хранит свои вещи, игрушки. При защите своих прав вы можете требовать, чтобы вас не обижали, не говорили грубостей, не кричали. Но сами дети должны быть вежливыми, внимательными, терпеливыми.
Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе – «Декларации о правах человека». Есть также «Декларация прав ребенка», в которой говорится о правах детей.
Множество правил было придумано еще в старину и люди до сих пор им следуют.
• Для каких жизненных ситуаций существуют правила?
• Какие правила дорожного движения вы знаете?
• Что получилось бы, если бы их не было?
• Что происходит, если кто-то из участников движения их не соблюдает?
• Какие существуют правила гигиены? Для чего они нужны?
• Какие существуют правила поведения в общественных местах (в транспорте, театре, гостях, на улице?
Послушайте стихотворение и скажите, нарушены ли чьи-то права?
«Не шумите!» а разве мы шумели?
Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе,
Пальцем книзу ее отгибая.
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу.
Коля бил по кастрюле в углу.
Кирпичом, но не громко и редко.
«Не шумите!» - сказала соседка.
А никто и не думал шуметь.
Вася пел, ведь нельзя же не петь!
А что голос у Васи скрипучий,
Так зато мы и сгрудились кучей:
Кто стучал, кто гремел, кто скрипел,
Чтобы он не смущался и пел!
А. Кушнер
А совсем недавно мы с вами составили правила поведения нашей группы. Давайте их вспомним.
Каждой вещи – свое место. Уважай труд других. Намусорил – убери. Слабого не обижай. Помоги товарищу. Умей уступать.
Эти правила нужны, чтобы каждый человек спокойно и уверенно себя чувствовал, чтобы его здоровью и жизни ничто не угрожало. Таких правил много, их нужно знать следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы не быть неприятным другим людям.
Дополнительный материал
Наши правила
Раздевайся и одевайся быстро
В сад пришел – не отвлекайся,
Быстрее раздевайся,
Понукания не жди,
В группу вовремя иди.
Не опаздывай на зарядку
Занимаясь этим делом,
Станешь сильным, ловким, смелым!
Веди себя достойно на занятиях в группе
На занятиях не болтай,
Как заморский попугай,
А сиди на стуле стройно
И веди себя достойно!
После обеденного сна быстро вставай
Как проснулся, так вставай –
Лени волю не давай!
После игры убери за собой игрушки
Если кончили играть,
Пора игрушки убирать.
Ты расставь их всем на диво
Очень быстро и красиво!
Каждой вещи – свое место
Кто бросает вещи в беспорядке,
С тем они всегда играют в прятки.
Помогай тому, кто нуждается в помощи
Правила сочинили дети и родители подготовительной группы. Их можно оформить в виде таблиц с рисунками.
Игра
«Закончи предложение»
Мне нравится делать …
Мне не нравится делать …
Я сам решаю …
Я протестую …
Я сам выбираю …
Я желаю всем людям …
Я желаю своим друзьям …
Я желаю родным …
Я сам себе желаю …