татьяна федотова
Дидактическое пособие «Речевая ракета»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование многофункционального дидактического пособия
«Речевая ракета» на логопедических занятиях
со старшими дошкольниками с ОНР.
В практике дошкольных учреждений дидактические пособия в работе учителей-логопедов применяются часто. Такие пособия удобны в маленьких кабинетах логопедов. Экономят пространство кабинета, время расстановки пособий, материала для занятий. Своей красочностью, эстетичностью привлекает детей к выполнению заданий. Игры с использованием многофункционального пособия «Речевая ракета» содержат элементы новизны, вводят детей в игровую ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач. Игры с использованием пособия «Речевая ракета» помогают активизировать, закреплять поставленные звуки, развивают речь, фонематический слух, обогащают, активизируют словарь, устраняют грамматические недостатки речи, закрепляют звуковой анализ и синтез слов.
Публикация «Дидактическое пособие „Речевая ракета“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Космос. Все о космосе для детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Ракета. Игры, дидактические пособия
- Ракеты и космические корабли
- Темочки
По направленности можно выделить следующие виды речевых игр и упражнений с применением многофункционального пособия «Речевая ракета» :
- для развития фонематического восприятия;
-для развития связной речи;
-по обучению грамоте;
-для развития грамматического строя речи;
-для активизации и обогащения лексики;
-для развития мелкой моторики;
-для развития психических функций (мышления, памяти, воображения).
В процессе работы с дидактическим пособием «Речевая ракета» дети учатся понимать и употреблять термины слово, звук, предложение. Выделяют слова из общего речевого потока, вслушиваются в их звучание, устанавливают последовательность звуков в слове, осознают звуковой и слоговой состав слов. Учатся дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости. Развивают фонематический слух. Формируют грамматический строй речи. Закрепляют правильное произношение поставленных звуков, развивают связную речь.
Обучение с применением игрового пособия «Речевая ракета» позволяет повысить интерес к занятиям, превратить обычные занятия в забаву и развлечение, создать предпосылки для мыслительных процессов. Играя, ребёнок забывает о том, что он учится.
Для пособия «Речевая ракета» подбираются красочные картинки и звуковые символы (магнитики, кружочки-яблочки) в соответствии с поставленными целями.
Представленное пособие используется на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми.
Данное пособие рекомендуется логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Игры и упражнения.
Упражнение: «Найди слова»
Цель: развивать фонематический слух, активизировать словарь, автоматизировать звуки.
Дети выбирают картинки на заданный звук и помещают на лучики солнышка, правильно проговаривая слова. Взрослый выберите картинки, в названии которых первый или последний звук (р). Дети радуга первый звук (р, роза, рыба, рука, рысь и т. д.
Игра: «Найди пару»
Цель: упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Формировать фонематический звук. Развивать мышление, внимание, память.
В кармашки солнышка помещаем картинки коза, трава, уточка, бочка, мишка, мак и т. д. Перед детьми лежат картинки коса, дрова, удочка, почка, мышка, рак и т. д. Дети выбирают нужную картинку и помещают в кармашки солнышка. Коза-коса, трава-дрова, рак-лак, кот-год, уточка-удочка и т. д.)
Игра: «Отправляемся в полёт»
Цель: закреплять навык деления слов на слоги.
Дети называют картинку, делят на слоги и помещают в ракету в соответствие с количеством слогов на иллюминаторах. Мишка два слога, собака три слога и т. д
Упражнение: «Составь предложение»
1 вариант
Цель: развивать воображение и связную речь.
В кармашках солнышка картинки, взрослый стрелками показывает на картинки. Дети смотрят на картинки и составляют предложения, за правильно составленное предложение получают фишку, побеждает тот, у кого будет больше фишек. Мама купила цветы. Кошка ест сосиски и т. д.
2 вариант.
Цель: развивать воображение, связную речь, учить использовать в речи предложенные предлоги. Упражнять в чтении слогов.
В кармашках солнышка картинки и предлоги (в, на, под, за и т. д.). Взрослый стрелками показывает на картинку и карточку с предлогом. Дети смотрят на картинки и составляют предложения с использованием предлога, за правильно составленное предложение получают фишку, побеждает тот, у кого будет больше фишек. На столе стоит ваза. Собака бежит за кошкой и т. д.
Упражнение: «Твёрдый и мягкий».
Цель: учить дифференцировать твёрдые и мягкие звуки в словах. Развивать внимание, сообразительность.
Дети выбирают картинку и определяют первый звук в названии картинки твёрдый или мягкий и помещают в кармашки- иллюминаторы ракеты, зелёный – мягкий, синий - твёрдый. Мишка первый звук (мь) согласный мягкий, в зелёный кармашек, кошка первый звук (к) согласный твёрдый в синий кармашек и т. д.
Упражнение «Звонкий и глухой»
Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки в словах. Формировать фонематический слух. Развивать внимание, мышление, сообразительность.
Дети выбирают картинку и определяют первый звук в названии картинки звонкий или глухой и помещают в кармашки звёзд, (звезда с колокольчиком - звонкий звук, звезда без колокольчика - глухой звук). Санки звук (с) согласный глухой, в кармашек звезды без колокольчика, зонт звук (з) согласный звонкий, в кармашек звезды с колокольчиком.
Упражнение «Гласные и согласные».
Цель: учить выделять первый или последний звук в название картинки и давать характеристику (гласный, согласный - твёрдый, согласный - мягкий)
Дети выбирают картинку и определяют первый или последний звук в названии картинки и помещают в кармашки- иллюминаторы ракеты, согласный зелёный - мягкий, согласный синий - твёрдый, красный - гласный.
Упражнение «Выложи слово»
Цель: учить делать звуковой анализ слов, развивать фонематический слух. Развивать мелкую моторику рук.
Помещается картинка внизу ракеты. Взрослый ракета привезла картинку, выложите звуковую схему названия картинки, чтобы ракета смогла взлететь. На деревьях магнитики красные гласные, согласные сини твёрдые, согласные зелёные мягкие. Приступаем к работе.