Ирина Ильченко
Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие - «Музыкальная пирамида»
Автор пособия : музыкальный руководитель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №11» Ильченко Ирина Владимировна, высшая квалификационная категория, город Кунгур, Пермский край.
Публикация «Дидактическое пособие „Музыкальная пирамида“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2014
Название: «Музыкальная пирамида».
Группа: дидактическое пособие по развитию у детей музыкально-художественной деятельности
Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет во время непосредственно образовательной музыкальной деятельности и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.
Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений,
Пособие было апробировано на детях 3 – 7 лет в качестве настольной игры и наглядного пособия в течение 2012 -2013 учебного года.
Пояснительная записка:
Пособие многофункционально. Представляет собой пирамиду с 4 гранями, на которых имеется свой сюжет. Игры можно объединить и единым сюжетом, имеются правила, игровые действия. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребенку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков и затем уже выполнить задание.
В основу пособия положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков :
• высота (развитие звуковысотного слуха);
• ритмическое отношения (развитие ритмического чувства);
• тембровая окраска (развитие тембрового слуха);
• динамические оттенки (развитие динамического слуха).
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны. Для формы пособия использовалась фанера, для оформления – самоклеющаяся бумага - пленка, цветной картон, пуговицы, рыболовная леска.
Цель: стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Задачи:
1. Обучающие:
- учить отвечать на вопросы;
- учить различать понятия «высокий звук» и «низкий звук», «короткий - длинный»;
- сравнивать предметы по звучанию и находить соответствующий инструмент;
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать сенсорные навыки;
- развивать представления о мире звуков;
- развивать память, внимание, логическое мышление.
-развивать навыки голосоведения
3. Воспитывающие:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость;
Сторона№1 «Веселый клоун» - предназначена для развития звуковысотного слуха у дошкольников. (Рисунок №1)
Педагог рассказывает, что в музыкальной стране живет веселый клоун «Тили-Бом». Он очень любит играть, а точнее жонглировать своими мячами. Они у него музыкальные. Если мяч опускается к земле, то он издает низкий звук, а если взлетает вверх, то тонкий высокий звук. Послушай, как они звучат. Педагог на фортепиано, после на металлофоне играет то низкие, то высокие звуки, соответственно передвигая пуговки – «мячи» у клоуна.
Варианты игр:
А) в паре - взрослый и ребенок или ребенок - ребенок
– один играет на инструменте, другой называет, какой это звук и передвигает пуговку на нужную высоту
Б) в паре или подгруппе
- сколько мячиков подбросил клоун, а точнее, сколько звуков ты слышишь? (Один или два). Взрослый или ребенок играет два звука выбирая, будут они на одной высоте или на разных. Можно и один звук чтобы прозвучал. Другой должен определить, сколько звуков прозвучало и каких (подводить к понятию интервал)
Сторона №2 - «Поляна звуков». (Рисунок №2)
Сторона предназначена для развития у детей тембрового слуха и исследовательской самостоятельной деятельности в мире звуков.
Дети знакомятся с миром звуков (шумовых). На боковые стенки домика наклеены деревянные кружочки, ударяя по которым дети извлекают деревянные звуки. Что еще есть в нашей комнате издающее деревянные звуки?- спрашивает воспитатель у детей. Вместе делают вывод, что деревянный звук - «теплый и сухой».
Варианты игр:
А) придумать с ребенком творческий рассказ, о чем могут шептаться деревянные карандаши или кубики и сопроводить все это деревянными звуками.
Перед домиком распустились красивые цветы, в которых центр цветка - пластмассовая пуговка. При ударе палочкой (можно от металлофона) получается новый вид звука. Также на «Поляне звуков» имеются металлические пластинки от старого бубна, которые издают металлический звук. Педагог помогает ребенку разовраться с миром звуков. Исследуя разные предметы на звук, дети придумывают интересные истории, сопровождая звучанием какого-либо инструмента или несколькими инструментами.
Музыкальное сопровождение можно использовать из программы Т. Э. Тютюнниковой «Играем звуками»
Сторона №3 - «Ритмическая гусеница» предназначена для развития ритмического чувства. (Рисунок № 3)
Педагог рассказывает, что на волшебной, т. е. музыкальной полянке живет необычная гусеница. Ее зовут «Тати», а почему такое интересное имя, да потому что когда она начинает ползать, то издает такие звуки: «та- ти -ти, та -та…», или другие «ти – та - та – ти». При этом на ее теле появляются пятнышки разного цвета и разного размера. Например: большой красный кружок, а за ним два синих маленьких кружочка и т. д. Педагог ненавязчиво рассказывает о длительности звуков, объясняет, что звуки бывают длинные (долгие) по звучанию и короткие. Из чередования длительности звуков получается ритмический рисунок.
Другой вариант:
1. Она, т. е. гусеница, очень любит петь песенки и записывать их. Но ноты она не знает, поэтому выкладывают ритмический рисунок песенки с помощью кружочков. Большие кружочки (красные) - это длинные звуки, а маленькие кружочки (синие) - короткие звуки. После этого педагог-ведущий (а затем ребенок) воспроизводит с карточки (на гусенице) ритмический рисунок с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента который находится на столе. Дети выкладывают ритмический рисунок на своей карточке с помощью пуговок и воспроизводят его любыми средствами (хлопки, дер. палочки, кубики и т. д.).
Второй вариант игры (усложнение) : Педагог выкладывает ритмический рисунок, а дети «прочитывают» его и самостоятельно воспроизводят с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента.
Третий вариант: Дети старшего дошкольного возраста должны угадать по ритмическому рисунку песенку или попевку, простучать ее и спеть самостоятельно или под аккомпанемент музыкального руководителя.
Сторона №4 – «поющие шарики» направлена на развитие навыка голосоведения звуковысотного слуха и также выполняется гимнастика для глаз. (Рисунок 4)
Педагог предлагает зрительно проследить за траекторией движения шарика. В это время сам берет ниточку в руки и выкладывает на бархатной стороне пирамиды графическое изображение. Ведя по ниточке пальцем руки траекторию нити, сам воспроизводит ее голосом на каком-нибудь звуке.
На звуке «У» или другом гласном звуке («А», «О», «И», «Э») воспроизвести графическое изображение мелодии с предложенного образца вместе с педагогом.
Варианты игры.
1. Ребенок индивидуально (бархатная бумага на стенке пирамиды) с помощью цветной нити выкладывает свою траекторию полета шарика и голосом воспроизводит графическое изображение.
2. Подобную работу можно проводить в парах, тогда один выкладывает рисунок, другой воспроизводит графическое изображение.
Игры, которые можно использовать применяя данное пособие :
1. Для развития чувства ритма: «Ритмическая гусеница», «Узнай песенку по ритмическому рисунку», «Ну-ка, повтори».
2. Для звуковысотного слуха: «Лесенка», «Кого встретил колобок», «Качели», «Кто как идет» (+ ритм, «Мышка и мишка» (+ ритм). К игре прилагается ксилофон
3. Для развития динамического слуха и голосоведения: «Разноцветные шары», Где спрятался колобок?» С целью расширения диапазона певческого голоса, профилактики крикливости в пении,
4. Для различения тембровых изменений: “Сказочный домик». Умение вслушиваться, различать гот или иной музыкальный звук является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей.
5. Песенное творчество: «Музыкальный домик», «Кто подошел к теремку» (вокальная инсценировка сказки «Теремок», «Придумай песенку».
Работа по созданию дидактических пособий своими руками продолжается, некоторые из них изменяются, усложняются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным является эмоциональное отношение детей к заданиям, играм; проявление у них устойчивого интереса к ним. Упражнения различной степени сложности, частая возможность смены заданий позволяет сделать общение с детьми радостным и увлекательным. Играйте с удовольствием!