Чекурова Кристина
Авторские развивающие игры В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, А. А. Столяра
▼ Скачать + Заказать документы
Авторские развивающие игры В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, А. А. Столяра.
Математика начинается у детей в детском саду со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
Публикация «Авторские развивающие игры В, В, Воскобовича, Б, П, Никитина, А, А, Столяра» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Темочки
Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику, ярчайшими представителями которой были и остаются Я. А. Коменский, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие [50, с. 38].
В настоящее время специалисты выделяют три этапа развития методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: первый — эмпирический; второй — период становления теории и методики математического развития дошкольников в СССР; третий характеризуется разработкой системы формирования элементарных математических представлений дошкольников (А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др.). Четвертый этап, характеризуется комплексным подходом к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольников на основе целостной «картины мира».
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре [49, с. 17].
И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - развивающие игры В. Воскобовича.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям [10, с. 3]
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич Воскобович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича», «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». (Приложение А.)
Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами [5, с. 86].
Прежде чем приступить к играм с детьми, ознакомьтесь с их описанием.
Сущность творчества - в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности в том, что М. Склодовская назвала чувством природы; математики называют математическим чутьём [12, с. 15].
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича :
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей эмоционально – образного и логического начала.
• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятий, звукобуквенных явлениях.
• Развитие мелкой моторики.
Прочное усвоение математических представлений обеспечивается неоднократным повторением вариативных заданий и упражнений на занятиях, а также широким использованием практических и житейских ситуаций для применения и закрепления математических представлений. Это является полезным и важным для обогащения, накопления жизненного опыта детей, преодоления его ограниченности и несостоятельности. При этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы. Основной формой работы является обучение детей на занятиях.
Особенности игр:
Конструктивные элементы.
В «Геоконте» средством конструирования выступает динамичная «резинка», отличительные свойства «Квадрата Воскобовича» - жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в «Прозрачном квадрате» является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и белочка.
Широкий возрастной диапазон участников.
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
Многофункциональность.
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Универсальность по отношению к образовательным программам.
Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например «Детство», «Развитие», «Радуга».
Творческий потенциал.
С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича» : машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
Сказочная «огранка».
Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
Знакомимся поближе.
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми – «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».
«Геоконт» [11,с. 7].
В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Но для ребят - это не просто доска, а сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле, называются «серебряными».
На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии сказки - зашифровано слово «геометрия».
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творческие способности. (Приложение А.)
«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»)
У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке «Тайна Ворона Метра» квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. (Приложение А. 2)
Остальные игры В. В. Воскобовича с описанием можно просмотреть в приложении А.
Б. П. Никитин «Как играть с детьми?»
Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р. 1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева [37, с. 9].
Никитинские игры такие как : «Сложи узор», «Чудо крестик», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Уникуб», «Обезьянка», «План и карта», «Часы» и др. (Приложение Б.) рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка. (Приложение Б.) [38,с. 20].
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Некоторые из никитинских игр очень похожи на блоки Фребеля [36,с. 31].
Фридрих Фребель - это немецкий педагог 19 века, основатель первых детских садов. Он сконструировал блоки, которые позволяют познакомить малыша со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое. Всего наборов блоков 8, они возрастают по сложности. "Кирпичики", описанные у Никитиных - это один из наборов Ф. Фребеля. Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.
Т. к. в основном никитинские игры направлены на развитие логики и построение образов, они не могут быть единственным средством развития ребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, в которых представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннее развитие ребенка.
Правила игры
1. Игра должна приносить радость ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше, и его.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
3. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале- обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.
7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры.
8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори»
9. Увлечения детей происходит «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на некоторое время, а потом «случайно» пусть ребенок вспомнит.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, чтоб ребенок сам просил поиграть.
11. Оживляйте игру сказками.
12. Создавать в игре непринужденную обстановку.
13. Устраивать соревнования на скорость решения задач [37,с. 32].
«Рамки и вкладыши Монтессори» (М) Б. П. Никитин
Цели:
1) Вырабатывать умения узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
2) Готовить детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает «твердость руки», умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;
3) Знакомить с геометрической терминологией – названиями фигур.
Ход игры:
Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и др.). В начале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее, пока не добираются до «потолка возможностей» ребенка, чтобы дать ему напряжение в полную меру сил.
Задание 1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их.
Задание 2. Обведи контур фигур.
Задание 3. Кто нарисует больше фигур на одной странице?
Задание 4. Обведи вкладыши.
Задание 5. Раскрась фигуры цветным карандашом.
Задание 6. Сделай фигуру с двойным контуром.
Задание 7. Сделай орнамент из фигур.
Задание 8. Узнай фигуру на ощупь.
Задание 9. Вставь вкладыши в рамки на ощупь.
Задание 10. Разложи рамки и вкладыши по «сортам».
Эту игру необходимо проводить ежедневно, так как ребенок будет запоминать все предложенные им задания. Каждый день, новое задание и переходить на другие игры. (Приложение Б. 2) [37,с. 53].
А. А. Столяр, известный методист по проблемам развития логического мышления школьников, с именем которого связывают создание теории единого подхода к обучению математике, а также становление методики преподавания математики как научной дисциплины. Автор учебника по формированию элементарных математических представлений, для студентов педагогических училищ и вузов. Также разработал для детей старшего дошкольного возраста книгу «Давайте поиграем», [17,с. 3] в книге имеются игры : данные моделируют важные понятия не только математики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, и др.). В книге представлены игры для детей 5-6лет, игры насыщены логическим и математическим содержанием. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.
Например: «Снеговики», «Мальчики», «Разговор по телефону», «Игра с одним обручем», «Каких фигур не достает?», «Найди все дороги», «Где чей домик?», «Вычислительные машины» (Приложение В.)
«Вычислительные машины»
Цель: Формирование навыков устных вычислений, создание предпосылок для подготовки детей к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок-схема, вычислительные машины.
Игровой материал: Карточки с числами.
Правила игры : играют двое. Один из участников выполняет роль вычислительной машины, другой предлагает машине задачу. Вычислительные машины представляют собой блок-схемы с пустыми входом и выходом и указанием тех действий, которые они выполняют. Например, на рисунке А цветной таблицы (Приложение В.)вычислительная машина, умеющая выполнять только одно действие — прибавление единицы. Если один из участников игры задает на входе машины какое — нибудь число, например 3, размещая в желтый кружок карточку с соответствующей цифрой, то другой участник, выполняющий роль вычислительной машины, должен положить на выход (красный кружок) карточку с результатом, т. е. Числом 4. Игроки могут меняться ролями, побеждает тот, кто сделал меньше ошибок. (Приложение В.) [17,с. 28].
Обучая детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
Таким образом, развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста, являются неотъемлемой частью учебной деятельности. Они способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, освоению элементарных математических представлений, а также являются средством воспитания, как для ребенка, так и для взрослого. Педагог подбирает комплекс игр, которые включают задания на освоение математического понятия, также им создается игровая ситуация, побуждающая детей использовать знания и умения в практической деятельности;
Большое внимание в играх уделяется формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, распределение, сравнение, обобщение и классификация, смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний, которое постигается через игру. Чтобы достигнуть благоприятного исхода развития ребенка, нужно соблюдать правила (рекомендации, выделенных авторами при проведении развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, А. А. Столяра.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимальным доступным ему объёмом знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белошистая А. В. Развитие математических способностей у дошкольника. - М. : БЕК. 2006. – 238с.
2. Белошистая А. В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5-6лет. Методическое пособие для педагогов ДОУ. -М. : Акцидент, 2001.-89с.
3. Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. - М, : Бек. 2005.-145с.
4. Воскобович В. В. Сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». – СПб. :1999.- 98с.
5. Воскобович В. В. Сказка «Нетающие льдинки озера Айс». СПб, 1997.-56с.
6. Ерофеева Т. Н. Математика для дошкольников. Кн. для воспитателя дет. сада/Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1992.-191с.
7. Ерофеева Т. И. Математическая тетрадь для дошкольников. Кн. Для воспитателей дет. сада. и родителей. / Т. И. Ерофеева. - М. : Просвещение. -1992.- 79с.
8. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии. М. :2001.- 315с.
9. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. : пособие для воспитателей и родителей / В. В. Зайцев. - М. : Владос. 2001.- 64c.
10. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М. : 2004.- 214с.
11. Т. А. Спирина. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им Н. Ф. Катанова», 2011.-96с.
12. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. -М. : Просвещение 1991.-160с.
13. Никитин Б. П. Развивающие игры 5-е издание, Готовимся к школе. доп. М. : Знание, 1994-192с.
14. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. АА. Столяра. — М. : «Просвещение»1988.– 303с.