Наталия Хрущёва
Программа «Первые шаги к патриотизму. Отмечаем с детьми значимые события»
▼ Скачать + Заказать документы
«Первые шаги к патриотизму. Отмечаем с детьми значимые события»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Публикация «Программа „Первые шаги к патриотизму, Отмечаем с детьми значимые события“» размещена в разделах
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания :
Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
Художественную литературу и все виды искусства;
Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
Привлечение семьи.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель: Содействовать воспитанию духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Воспитывать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Воспитывать чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
6. Воспитывать чувства любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.
7. Знакомство детей с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.
Работа по нравственному воспитанию должна проводиться регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Методы и формы работы:
беседа,
игры,
чтение художественной литературы,
творческое задание,
экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
художественное творчество,
трудовая деятельность,
работа с родителями,
театрализованная деятельность.
Вся работа строилась по разработанной мною авторской программе по теме самообразования, с привлечением родителей.
Результативность:
Количественная:
1. Участие в общественно-полезных делах.
2. Участие в природоохранных акциях
3. Создание мини-музея «Моя Родина - Россия», альбома «Моя малая Родина»
4. Совместное творчество родителей и детей - единение семьи: создания рисунков, поделок, проведение праздников.
Качественная:
1. Рост интереса к ценностям духовной культуры
2. Усиление внимания к истории своего Отечества
3. Наличие чувства гордости, любви и патриотизма
Месяц, тема, задачи Ознакомление
(1неделя) Коллективный проект
(2-3неделя) Событие
(4неделя)
Сентябрь.
«В союзе с природой»
Задачи: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, ко всему живому на земле; воспитывать чувство гордости за свою планету Беседа: «Что такое природа?» с использование ИКТ; рассматривание иллюстраций, пейзажей, фотоальбомов отображающих природу. 1. Наблюдение за растениями на участке детского сада; рисуночная игра «Цветочная клумба» (мелками на асфальте)
2. Игровое упражнение «Осенние листочки», «Листочки большие и маленькие».
3. Рисуночная игра «Осень». Выставка детских работ.
4. Коллективная работа «Осенние деревья»
5. Игры с пластилином «Дары природы» (овощи, фрукты)
6. Настольная игры: «Кто и где живёт?» (животные, птицы, насекомые); «Времена года»
7. Коллективная работа «Обитатели водоёмов»
8. Чтение худ. литературы: Малые фольклорные жанры : песенки потешки: «Солнышко», заклички : «Гром гремучий», «Ветер-ветрище» ,стихи М. Ивенсен «Падают листья», И. Гамазкова «Дождик» ; Т. Волгина «Цыплята», «Весёлый музыкант»; О. Высотская «Корова»; «»Н. Найдёнова «Кошечка»; М. Клокова «Зима прошла»; К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Уточки»; С. Михалков «Котята» (считалочка); Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В. Степанова «Наша природа».
Загадки о растениях.
9. Дидактические игры: «С какого дерева листок?»; «Птицы нашего города»; «На земле, в небе, под водой» (животный мир) Выставка поделок «Дары природы».
Октябрь
«Россия- Родина моя»; «Моя малая Родина-Котовск»
Задачи: воспитывать любовь к родному городу, Родине, чувство гордости за неё. Беседа: «Что мы Родиной зовём?» с использованием ИКТ. (презентация «Россия-Родина моя»
Знакомство с символикой государства, рассматривание иллюстраций, фото с достопримечательностями и природой г. Котовска На участке д/ сада наблюдение за берёзкой.
Конструирование «Дома большие и маленькие».
Чтение худ. литературы: С. Михалков «Моя улица», З. Александрова «Родина»; И Суриков «Вот моя деревня»; А. Ишимова «История России в рассказах для детей», А. Пинчук «Первая книжка о России»; чтение пословиц и поговорок о Родине; «Флаг России»
Художественное творчество: аппликация: «Флаг России», коллективная аппликация: «Цветы России»; рисуночная игра «Мы милашки куклы неваляшки»; лепка «Неваляшка и её друзья» Создание коллажа «Люблю берёзку русскую», «Город в котором я живу»
Ноябрь
«Моя семья»
Задачи: воспитывать любовь и уважение к близким людям. Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость Беседы: «СемьЯ», «Бабушка рядышком с дедушкой». Рассматривание сюжетных картинок, фотоальбомы. Дидактические игры: «Расскажи о свое семье», «Моих родителей зовут», «Как я дома помогаю», «Вежливые слова».
Настольные игры: «Чья мама?», «Чей домик?»
Пальчиковая игра «СемьЯ»
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья», «Бабушка болеет», «День рождения»
Чтение художественной литературы: сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Гуси лебеди», «Маша и медведь»; Н. Носов «И я помогаю», А. Барто «Помощница», К. Ушинский «Петушок с семьёй»
Художественное творчество: Аппликация: «Украсим фартук для бабушки», «Цветы для мамы», «Галстук для папы». Лепка: «Испечём торт для семьи», «Пушка для дедушки», «Сердечко для мамы».
Конструктивная игра: «Моя комната», «Мебель в моей комнате». Изготовление подарков мамам. Видео поздравление для мам.
Декабрь
«Ими гордится Россия».
Задачи: воспитывать чувство гордости и уважения за поступки и дела людей которыми гордится Россия, Тамбовская область. Знакомство с людьми которыми гордится Россия (Мичурин, Барто, олимпийскими чемпионами с использованием ИКТ Чтение стихотворений А. Барто, с последующим обыгрыванием.
Словесная игра: «Продолжи стишок»
Рисуночная игра: «Подарим Тане мяч».
Дидактическая игра: «Фрукты-овощи», «полезно-неполезно».
Лепка: «Морковка для зайки»,
Аппликация: «Ваза с фруктами»
Дидактическая игра: «Где мы были не скажем, а что делали покажем» (виды спорта). Создание коллажа «Юные Мичуринцы».
Январь
«Обычаи и традиции русского народа».
Задачи:
Воспитывать интерес к традициям своего народа, родному языку, народному творчеству. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа; русскими народными промыслами. Беседа: «Русские обычаи и традиции, гостеприимство», с просмотром презентации
Чтение русских народных сказок: «Зимовье зверей», «Волшебное кольцо», «Пузырь, соломинка и лапоть»
Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли», «Семейный праздник»
Русские народные подвижные игры, игры-забавы.
Дидактические игры: «Собери узор», (дымковская игрушка, матрёшка)
Художественное творчество: «Наряди матрёшку», «Укрась сарафан».
Музыкальное творчество: песня-танец «Мы весёлые матрёшки» Развлечение «Игры наших бабушек».
Выставка рисунков: «Русский сарафан», «Хоровод матрёшек»
Февраль
«Отечество и его защитники»
Задачи: воспитывать уважение и гордость к людям военных профессий (папы, дедушки) Беседа: «Кто защищает Родину?» с использованием ИКТ Чтение художественной литературы: А. Барто «Флажок», «Самолёт», «Наши солдаты»; М. Дружинина «Папочка - папуля»; А. Усачёва «Паповоз»; М. Яснов «Главное желание»; Б. Заходера «Мой лев» ; О. Дриза «Мы - мужчины»
Художественное творчество: лепка «Самолёты», аппликация «Кораблик», рисуночная игра «Папин портрет» Изготовление подарков для мужчин, видео поздравление.
Март
«Моя мама лучше всех»
Задачи:
воспитывать любовь, уважение, чувство благодарности… к маме и бабушке Беседа: «Моя мама – лучшая на свете», «Дорогая бабушка» с использованием ИКТ. Чтение художественной литературы: сказка «Волк и семеро козлят»; стихотворения: Е. Благинина «Вот какая мама»; П. Синявского «Помощница», А. Шибаева «Кто кем становится», З Александровой «Что взяла клади на место» (разыгрывание на игрушках стихотворения).
Художественное творчество: изготовление подарков мамам и бабушкам: «Букет цветов», «Мимоза для мамы», рисуночная игра «Мамин портрет», «Платочек для любимой бабушки». Выставка детских работ «Портрет мамы», «Платочек для любимой бабушки».
Утренник посвящённый международному женскому дню.
Апрель
«Большое космическое путешествие».
Задачи:
Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитывать желание быть сильными, смелыми Беседа: «Первые в космосе»; «Юрий Гагарин-первый космонавт» с просмотром презентации «Космос». Чтение художественной литературы : «Как солнце и луна к друг другу в гости ходили» (Албанская сказка); "Первый в космосе" В. Бороздин. ;
"О чем рассказал телескоп" П. Клушанцев;
" Как мальчик стал космонавтом" Л. Обухова;
" Счастливого пути, космонавты" Е. П. Левитан.
В Степанова «Юрий Гагарин»; разучивание считалочки А. Усачёва «Звездочёт»;вание загадок на
Отгадывание загадок на тему: «Космос». Выставка детских работ «Космос глазами детей»
Май
«День Победы»
Задачи:
Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к людям, защитившим нашу страну от врагов Беседа: «День Победы, как он был от нас далёк», знакомство с героями ВОВ с использованием ИКТ, иллюстраций, фотоальбомов. Чтение и обсуждение стихотворений: С. Маршака «Хороший день», О. Высотской «Салют», Н Френкель «Весёлые нарядные на праздник мы идём…».
Художественное творчество: «Салют», «Флажки такие разные», «Открытка ветерану». Досуг посвящённый Дню Победы.