Светлана Щербинина
Авторская педагогическая разработка «Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста
г. Усолье – Сибирское
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
Авторская педагогическая разработка
Адаптационная, комбинаторная, радикальная
«Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Учебно – методическая программа
Форма
Автор разработки:
Публикация «Авторская педагогическая разработка „Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Щербинина Светлана Михайловна,Литвинова Людмила Константиновна
воспитатели МБДОУ «Д/С ОВ №1»
Пояснительная записка
Актуальность. Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Не все семьи имеют возможность систематически заниматься экономическим образованием детей. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому образованию и воспитанию.
Новизна. Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
Цель: развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.
Задачи:
1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.);
3. Развитие игровой деятельности;
4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.);
5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.
Принципы построения программы:
1. Принцип научности
2. Принцип комплексности
3. Принцип активности и сознательности
4. Принцип адресованности и преемственности
5. Принцип результативности
6. Принцип пересечения
Срок реализации программы: 2 года
Предполагаемые результаты:
Применение разработанной методики будет способствовать:
• Приобретению детьми старшего дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
• Положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т. п. ;
• Развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;
• Обогащению игровой деятельности.
Разработка включает три раздела. В первом разделе дается описание методики работы. Второй раздел представляет содержание разработки– перспективные планы работы на 2 учебных года. Третий раздел содержит игровую диагностическую методику. Завершает разработку приложение и список литературы.
Раздел 1.
Методика работы
Программа рассчитана на два года целенаправленной, систематичной и последовательной работы по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Осуществлять ознакомление детей с экономикой наиболее эффективно в экспериментально-поисковой, художественной, театрализованной и игровой деятельности и возможно уже в старшей возрастной группе, причем речь идёт не о самостоятельно выделенных занятиях, а о включении экономического содержания в разные виды детской деятельности. В подготовительной к школе группе, когда познавательные интересы детей носят более определённый характер, возможна организация кружковой работы.
В старшей группе – происходит изучение 4-х экономических категорий:
- потребности;
- труд;
- товар;
- деньги.
В подготовительной к школе группе – идёт процесс усвоения 8-ми экономических категорий:
- экономика;
- потребности;
- труд (профессии);
- бартер;
- выгода и убыток;
- деньги;
- реклама;
- бизнес и капитал.
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.);
3. Игровая деятельность;
4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.);
5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.
Максимальная эффективность работы по программе будет достигнута, если будут созданы следующие условия:
1. Организован центр экономики в группе, который может включать в себя: макет банка, биржи, рекламного агенства и т. д., коллекцию денежных знаков различных стран, морфологические таблицы, схемы, мнемотаблицы по экономике и т. п. ;
2. Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса» и т. д.
3. Подобрана художественная литература для детей экономического содержания;
4. Современный театрализованный уголок, организованный с учетом выполнения принципов доступности и активности детей;
5. Различные дидактически пособия, призванные вызвать интерес у детей, пособия и оборудование для трудовой деятельности и т. п.
В программе предусмотрено взаимодействие с родителями по следующим направлениям сотрудничества:
1. Информационно-просветительское;
2. Консультационное;
3. Интеграционное – объединение усилий по экономическому воспитанию детей (организация экономических ярмарок, праздников, конкурсов и т. п.).
Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи программа предлагает организовать в начале работы родительское собрание и подробно обсудить учебную программу, условия её реализации. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия жизни, интересы, увлечения детей и родителей. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительные и искренние отношения. Программа предусматривает совместные занятия с родителями, организацию выставок, ярмарок, КВНов, экономических праздников.
Раздел 2.
Перспективный план работы по экономическому образованию и воспитанию детей
Старшая группа
Перспективный план работы по экономическому образованию и воспитанию детей
Подготовительная группа
Раздел 3.
Диагностика уровня знаний детей по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
(старшая группа)
Диагностические задания
старшая группа
1. Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.
Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»
Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека, потребностей в свете, воде, пищи.
Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях
Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание»
Материал: карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. инструменты и т. д., социальных.
2. Труд
Цель: выявить знания детей о труде и его видах.
Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»
Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей
Беседа: «Труд в жизни людей»
Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.
3. Товар
Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров
Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».
Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.
Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества
Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»
Материал для изготовления книжек – малюток разными способами
Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.
Цель: выявить знания детей о сбыте товара
Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?»
Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)
4. Деньги
Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.
Дидактические игры «Магазин», «сберкасса»
Материал: деньги различного достоинства.
Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)
Модель «семейный бюджет»
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.
Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»
Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.
Протокол диагностики уровня знаний детей по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
(старшая группа)
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Диагностика уровня знаний детей по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
(подготовительная группа)
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием
Средний уровень (2 балла) – с заданием спарвляется с помощью педагога
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
Диагностические задания
Подготовительная к школе группа
1. Экономика
Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).
Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»
Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.
Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»
2. Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях и возможностях человека
Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин»
Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.
3. Труд, профессии
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги»
Дидактическая игра «Необычайное путешествие».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства.
4. Бартер
Цель: выявить знания детей о бартере
Игра – ситуация «Бартер»
Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.
Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «Интересный обмен»
Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.
Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «В стране Обмении»
Материал: карточки, фломастеры, карандаши.
5. Выгода и убыток
Цель: выявить знания детей о выгоде и убытке
Дидактические игры «Удачная покупка», «рынок»
Материал: товары, деньги
Беседа по худ. произведению «Как мужик гусей делил»
6. Деньги
Цель: выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке.
Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»
Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги
Дидактические игры «Магазин «Катюша»
Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.
7. Реклама
Цель: выявить знания детей о рекламе
Дидактическая игра «Мир рекламы»
Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи
Дидактические игры «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар»
Материал: письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование.
8. Бизнес и капитал
Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже
Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»
Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.
Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»)
Протокол диагностики уровня знаний детей по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
(подготовительная группа)
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Подготовительная группа
Сентябрь
Экономика
Занятие «Что такое экономика?», «12 золотых правил экономики»
Программное содержание: познакомить детей с понятием «экономика», «экономисты». Помочь понять и закрепить основные правила экономики, объяснить необходимость их выполнения. Развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать по теме; воспитывать интерес к экономике, честность, трудолюбие.
Материал:
Ход занятия: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словом «экономика». Хотите знать, что это за слово? Экономика – это наука о домашнем хозяйстве. Экономика – это наука о том, как правильно, бережливо и с прибылью вести хозяйство. Люди, которые занимаются экономикой, называются Экономистами.
Как в любой другой науке, в экономике существуют правила, о которых мы поговорим более подробно.
1. Будь во всех делах честным.
- Как вы понимаете это правило? Что означает выражение «Вести дело честно»?
Воспитатель подводит итог ответам и делает заключение:
- Быть честным во всех делах – это означает:
Не воровать, так как воровство – это преступление, за которое наказывают;
Не обманывать своих товарищей, так как в противном случае они перестанут доверять тебе и не захотят иметь с тобой дело;
Не обвешивать покупателя, если ты работаешь продавцом; отдавать сдачу полностью, а не складывать в свой карман, тогда твой магазин будет иметь хорошую репутацию; к тебе больше будет приносить большой доход (прибыль, твоя честность станет источником твоего богатства.
Воспитатель объясняет детям, что прибыль – это польза, выгода, полученные при выполнении какой-либо работы, и проводит беседу о смысле пословицы «Берегите платье с нову, а честь смолоду».
2. Никогда не изменяй данному слову, чтобы не прослыть необязательным.
- Расскажите, как вы понимаете это правило. (Дети отвечают.)
После ответов детей воспитатель подводит итог:
- Вы втроем договорились построить дом, а потом с выгодой продать его. Один должен купить кирпич, другой – доски, стекло и краску, третий – купить раствор и нанять шофера с машиной. Первый, когда второй и третий уже истратили деньги на покупку нужных материалов, отказался от строительства дома и решил, например, заняться торговлей автомашинами. Люди, занимавшиеся продажей автомобилей, не захотели иметь дело с ним, так как побоялись, что могут, как те двое, остаться в убытке, и решили не рисковать. Они поняли, что этот человек не держит своего слова, что он не тверд в поступках.
Далее воспитатель объясняет смысл русских пословиц: «Давши слово – держись, а не давши – крепись», «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь», «Что написано пером – не вырубишь топором», «Скажешь – не воротишь».
3. Научись разбираться в людях, чтобы не быть обманутым.
- Разбираться в людях – это значит стараться как можно лучше узнать людей. Как можно лучше узнать человека? (Побеседовать с ним; узнать, как он ведет свои дела; прибыльное ли его дело; познакомиться с его производством.)
Воспитатель уточняет ответы и предлагает детям объяснить смысл пословиц: «Встречают по одежке, провожают по уму», «Дело красит человека, а не одежда», «О человеке судят по его делам и поступкам».
4. Изучи законы и никогда не нарушай их.
-Что такое законы? Это правила, которые люди придумали и выполняют. Правила охраняют нашу жизнь.
-Приведите примеры нарушений законов. Если человек перейдет улицу на красный свет светофора, его может сбить - машина и он попадет в больницу. Шофер может резко затормозить, что тоже опасно.
5. Умей не только получать прибыль, но и делиться с теми, кто тебе помог ее добиться.
-Расскажите, как вы понимаете это правило? (Дети отвечают на вопрос.)
После ответов детей воспитатель объясняет смысл пословиц: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Скупой платит дважды», «Один за всех – все за одного».
6. Знай, что успех приходит к тому, кто смел и не боится рисковать.
- Расскажу вам об этом правиле на примере изобретения автомобиля, который использует мало бензина. Предприниматель, т. е. человек, организующий это дело, нанимает ученых, конструкторов и машиностроителей и делает им заказ: «Придумайте и сделайте машину, которая расходовала бы очень мало бензина или другого топлива». За свой заказ он платит деньги. Ученые думают, конструкторы чертят чертежи, но дело пока не продвигается. Предприниматель продолжает платить деньги. Наконец, нужный автомобиль изобретен, запущен в производство (т. е. его делают на заводе, затем поступает в продажу, и люди охотно его покупают, так как для этой машины нужно меньше бензина, и она не так сильно загрязняет окружающую среду, т. е. природу. Предприниматель получает большую прибыль, так как он вложил деньги в полезное и выгодное дело, хотя рисковал.
Затем воспитатель беседует с детьми, объясняя смысл пословиц: «Под лежачий камень вода не течет», «Смелость города берет», «Дело мастера боится».
7. Сначала все подвергай сомнению, и лишь потом принимай решение.
- Как вы понимаете это правило? Расскажите, используя примеры, которые я приведу.
- Например: ты хочешь быстрее построить дом, но кирпич бракованный: имеет трещины, разный цвет, много половинок. Возьмешь ты его для строительства дома или предпочтешь качественный, хороший, но его привезут не так скоро. Какое решение ты примешь?
- Или другой пример: ты живешь в пустыне и хочешь работать на строительстве домов. Один предприниматель уговаривает тебя заняться доставкой досок, а другой – производством цемента и раствора для укладки кирпичей. С кем ты будешь вести свое дело?
8. Научись хранить свои и чужие секреты, потому что болтунов не любят.
Воспитатель предлагает детям привести примеры, которые характеризовали бы данное правило.
Затем все слушают грамзапись песни В. Шаинского «По секрету всему свету».
Далее воспитатель беседует с детьми, проводя основную мысль, что «лучший способ не выдавать секреты – это его не знать».
9. Относись терпимо к недостаткам других людей.
- Как вы понимаете это правило? Что значит относиться терпимо к недостаткам людей?
- Приведу вам пример. Саша не умел делать из бумаги самолет, Алеша не смеялся над ним, а научил его это делать.
10. Всегда помогай тем, кто нуждается в твоей помощи.
-Расскажите о друзьях, о близких людях, которые чем-то помогли вам. Расскажите о своих добрых поступках. Следует ли хвастаться, если ты сделал доброе дело?
Воспитатель объясняет детям смысл пословицы «Скромность украшает человека».
- Какие пословицы о дружбе и друзьях вы знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друг познается в беде»).
11. Считай и анализируй в любом деле.
- Для чего необходимо это правило? Почему его обязательно надо выполнять? (Дети отвечают).
- Вы пришли в магазин и, прежде чем что-то купить, должны проверить содержимое своего кошелька: хватит ли вам денег? Затем надо подумать, так ли необходима вам покупка, можно ли отложить ее на будущее и купить более необходимую вещь?
Далее воспитатель обсуждает с детьми пословицу «Деньги любят счет» и поговорки: «Деньги – крылья», «На торгу деньга проказница».
12. Учиться никогда не поздно (и не рано).
- Как объяснить это правило? (Дети отвечают).
После ответов детей воспитатель беседует с ними о смысле пословиц: «Ученье – свет, а не ученье – тьма», «Не гордись званием, а гордись знанием», «Дело мастера боится», «Чем больше науки, тем умнее руки».
Далее воспитатель еще раз перечитывает 12 золотых правил экономики и уточняет:
- Чтобы стать хорошими и грамотными экономистами, нужно соблюдать эти правила и выполнять их. Тогда ваше дело станет выгодным, и вы получите большую прибыль.
Сентябрь
Игра – занятие: «Какие бывают расходы»
Цель: Показать детям, что бывают обязательные (основные) расходы и необязательные (не основные).
Материал: Модель расходы, карточки с изображением предметов символизирующих основные и не основные расходы: мебель, одежда, продукты питания, свет, газ, игрушки, книги.
Содержание: Дети рассматривают картинки и определяют виды расходов.
Воспитатель объясняет, что семья тратит деньги (расход) на разные нужды. Расходов в семье много, и их никак не избежать. Так, человек не может жить без еды, одежды, жилья; одежда спасает от непогоды, еда необходима, чтобы быть здоровыми и расти, жилье – чтобы в нем жить и т. д.
? Какие это расходы? Какие расходы можно назвать основными? Почему?
? К каким расходам можно отнести покупку игрушек, билетов в театр, одежды, хлеба и т. д. показываются соответствующие карточки.
Не основные расходы – приобретение товаров, без которых можно обойтись. Одни расходы требуют большего количества денег, другие – меньшего.
Игра – занятие «В гостях у семьи».
Цель: Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, Зарплатой, стипендией. Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Материал: Модель «Семейный бюджет» (С. Б, карточки с изображениями членов семьи и результатов их труда, деньги.
Содержание: 1. Ребята сегодня мы познакомимся с семьей, в которой 6 человек. Узнаем об их занятиях, особенностях работы. Папа – трудиться в фирме «Строитель» и за свой труд получает зарплату. (На модель круга кладется соответствующая карточка). Мама – работает в «Супермаркете» и тоже получает зарплату. (Кладется карточка).
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц или за неделю, или за день.
Вопросы к детям:
? Кто получает зарплату? (Папа, мама).
? За что они получают зарплату? (За свой труд).
В семье есть бабушка и дедушка, они уже старенькие и не работают. Бабушка и дедушка получают пенсию (Кладутся соответствующие карточки).
Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях.
В семье есть дети. Сестра и брат. Сестра учится и за свой труд (учеба это тоже труд) получает стипендию.
Стипендия – это тоже деньги. Это плата за учебу (Кладется карточка).
Брат ходит в детский сад, он не получает никаких денег (Кладется пустая карточка). Ему иногда дают деньги на сладости и игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие.
(Модель круга постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи).
В процессе обсуждения ребята подходят к пониманию того, что бюджет семьи – это заработная плата (основной источник семейного бюджета) плюс пенсия и стипендия. Деньги получают за труд. Просто так деньги никому не дают.
2. Дети самостоятельно определяют доход семьи.
Папа получил 10 монет, мама – 5 монет, бабушка и дедушка пенсии – 3 монеты.
? Сколько денег заработали члены семьи?
3. Предлагается пословица «Каков работник, такова ему и плата».
? Почему так говорят?
Игра – занятие «Путешествие в сказку».
Цель: Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.
Материал: Сказки, карточки – картинки с изображением героев, фланелеграф.
Содержание:
1. Дети вместе с воспитателем вспоминают сказки «Дюймовочка» Г. – Х. Андерсена, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Лиса, Заяц и Петух», «Хаврошечка» (русские народные сказки) и др.
На фланелеграфе выкладываются герои сказок. Возникает разговор о доходах и расходах, о бедности и богатстве, выраженном в деньгах, вещах (например Крот, и богатстве, выраженном в доброте, храбрости, уме (Ласточка, Кот).
Вопросы к детям:
? Чем тебе нравится Ласточка? Какой добрый поступок она совершила?
? Почему Дюймовочке было плохо с Кротом?
? Какую избушку выгоднее построить: ледяную или лубяную? Почему?
? Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? Вам?
2. Воспитатель напоминает детям сказку «Лето в Простоквашине» и предлагает организовать семейный совет, где доходы и расходы семьи.
3. Разыгрывание сценок из сказок (на выбор).
Октябрь
Экономическая категория: «Потребности»
Игра – занятие «Потребности человека».
Цель: Продолжить знакомство с различными видами потребностей и в чем они заключаются. Формировать представление экономической категории «потребности». О множестве потребностей жизненно важных для людей: еда, вода, одежда, лекарство, книги и т. д. Тренировать умение выбирать предметы, необходимые в конкретных условиях.
Материал: Карточки с изображением различных потребностей, которые пригодятся в путешествии.
Содержание:
Сегодня мы с Вами совершим путешествие на «Необитаемый остров», в «Жаркие страны», на «Северный полюс».
Разделимся на 3 команды (Дети делятся).
1 команда: Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Подберите шесть карточек – предметов, которые нужны, чтобы выжить на необитаемом острове.
2 команда….
3 команда….
- Как вы думаете, что нужно взять с собой в это путешествие? Каждая команда обдумывает свои варианты (подбирают нужные именно для этого путешествия вещи, продукты, инструменты и т. д.).
Выигрывает та команда, которая не только наберет за отведенное время большее количество вещей, но и сделает меньше ошибок. Команды проверяют друг друга, обсуждая и объясняя обнаруженные недостатки.
Игра – занятие «Потребности животных».
Цель: Путем рассуждений и через игровые приемы ввести понятие «потребности животных», воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.
Материал: Картинки с изображением зайца, лошади, волка, медведя. Тексты загадок о медведе, белке, лисе. Карточки на каждого ребенка: «Накорми животных».
Картинки с изображением будки, норы, хлева, курятника, дупла, панциря, домика для улитки. Простой карандаш.
Содержание:
- Воспитатель загадывает загадки:
Он в лесу густом живет,
Он большой, и косолапый,
Любит ягоды и мед,
А зимой сосет он лапу (медведь)
Проворная зверушка
Живет в дупле она
Целый день скок поскок,
Отыскала грибок, нанизала на сучок,
Заготовила впрок (Белка)
2. Проводится беседа с детьми о потребностях животных в отгаданных загадках, а затем воспитатель начинает игру «Накорми животных».
Воспитатель раздает карточки каждому ребенку. Поставь правильно стрелку, что ест то или иное животное.
Заяц Мясо
Медведь Морковка
Волк Овес
Лошадь Ягоды и мед
3. – Вспомните, в каких сказках говорится о потребностях животных? («Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и заяц» и др.)
? Какие потребности нужны были сказочным животным?
Проводится игра «Выбери дом для животных».
-Воспитатель показывает детям картинки будки, норы, хлева, курятника, дупла, панциря, домика для улитки. Дети называют тех животных, которые живут в этих домах.
? Для чего нужны животным их дома?
Игра – занятие «Потребности растений».
Цель: познакомить детей с потребностями растений через длительный опыт.
Предварительная работа: До занятия поставить следующие опыты: поместить цветок в темный шкаф, поливать его;
Цветок, стоящий на окне, повернуть от света, цветок не поливать;
В течение трех недель наблюдать за изменениями, которые происходят с цветами.
Материал: Горшки с цветами, за которыми проводится наблюдение. Карточки с перечислением признаков «живого» и «неживого». Карточки к морфологической таблице с надписями «Вода», «Свет», «Воздух», «Еда», «Огонь», «Дом»;
Содержание: Когда опыт закончится, воспитатель предлагает детям рассказать о своих наблюдениях.
? Что произошло с цветком, стоящим в шкафу? Что вы заметили?
(Листья цветка стали светлее, потеряли окраску).
? А что стало с другими цветами (потянулись к свету, цветок который не поливали, стал гибнуть, засыхать).
? Что же нужно растения для жизни?
(Свет, вода, тепло, воздух).
По морфологической таблице воспитатель закрепляет знания детей о потребностях растений.
? Дети, а как вы думаете, растения живые или неживые?
Воспитатель показывает цветок с лепестками. На лепестках, которого написаны следующие признаки: питается, плавает, дышит, поет, движется, растет, разговаривает, летает, развивается, размножается.
? Какие признаки вы выберете?
После этого воспитатель подводит итог занятия.
- Итак, теперь мы знаем, что растение – живое, так как ему присущи все признаки живого. Оно питается, дышит, растет, развивается, размножается.
Дидактическая игра «Что мне нужно».
Цель: Научить детей подбирать нужные человеку потребности; осознавать на доступном ему уровне, что есть жизненно важные потребности; развивать творческие способности, воображение, способность участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.
Материал: Карточки с изображением (воды, воздуха, солнца, пищи, одежды, книг, людей-друзей, обуви, врача и т. д.)
Содержание: Картинка человека по середине. Дети подбирают карточки с изображением нужных «потребностей» необходимых человеку и ставят рядом.
? Почему вы выбрали, ту или иную, «потребность»?
Морфологическая таблица «потребности животных».
вода жилище еда воздух тепло
заяц
лошадь
еж
Морфологическая таблица «потребности растений»
вода свет воздух тепло
одуванчик
фиалка
Морфологическая таблица «Потребности человека».
еда вода одежда жилье медицина книги спорт и т. д.
человек
Ноябрь – Декабрь
Экономическая категория: труд
Игра – занятие «Заводы нашего города».
Цель: Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города. Выпускаемая ими продукция. Развивать речь детей; логическое мышление.
Материал: План – карта города, карточки – картинки с изображением разной продукции, фотографии предприятий.
Содержание: Ребята посмотрите у меня карта нашего города. Давайте посмотрим, что изображено на этой карте. Детские сады, заводы, улицы и т. д.
- Сегодня мы совершим путешествие по карте нашего города. А именно познакомиться с заводами и фабриками, которые есть в нашем городе и что они выпускают.
Ознакомление с заводами (фабриками) сопровождается появлением на плане соответствующих значений (значков). При этом воспитатель вместе с детьми рассматривают фотографии с видом завода и выпускаемой продукцией. Химическая промышленность (белизна, порошок, клей и т. д.). Также на предприятиях нашего города выпускают: лекарства, одежда, мебель, соль, хлебобулочные изделия и т. д.
Постепенно карта заполняется значками, и дети понимают, как много товаров производится в родном городе. Ребята начинают осознавать, что жить без продукции заводов и фабрик человек не может. Что их родители работают на заводах, фабриках родного города и зарабатывают деньги.
Делаем вывод: чем больше товаров, тем богаче, лучше будут жить люди.
Занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты».
Цель: Расширить знания детей о технике и ее роли в жизни человека; закрепить понятие «капитальные ресурсы»; развивать технологический кругозор.
Материал: Тексты загадок о технике. Карточки на каждого ребенка «профессии и орудия труда», простой карандаш. Картинки людей разных профессий.
Ход занятия:
1. Воспитатель загадывает загадки:
В полотняной стране
По реке – простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать (утюг)
Через поле и лесок
Подается голосок,
Он бежит по проводам.
Скажешь здесь, а слышно там (Телефон)
На пылинки налетает,
Их хватает и глотает,
Если пыли не видать,
Зверь идет в коробку спать (Пылесос)
Кто отгадывает загадку, тот узнает, что нарисовано на картинке.
2. Воспитатель предлагает работу с карточками (на каждого ребенка). «Профессии и орудия труда».
Повар Швейная машинка
Портной Поварешка
Художник Книга
Учитель Шприц
Столяр Палитра
Врач Станок
- Соедините линией профессии и орудия труда, необходимые им для работы.
3. Воспитатель предлагает поиграть в игру: «Кому что нужно для работы».
Раздаются картинки людей разных профессий (музыкант, водитель, летчик, милиционер, библиотекарь и т. д.)
? Расскажите о предметах труда людей данных профессий?
? Какие еще предметы (орудия) труда вы знаете?
Дидактическая игра «Кто, что делает».
Цель: Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям; уважение к труду взрослых. Развивать речь детей. Способствовать формированию логического мышления.
Материал: Карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Карточки с изображением трудовых действий (взвешивает товар, готовит еду, рисует, отсчитывает деньги и т. д.).
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую картинку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант: Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетной картинке.
Дидактическая игра «Назови профессии».
Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека. Воспитывать интерес к людям разных профессий. Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество.
Материал: Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание: Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
Проблемная ситуация «Где продается товар?».
Лена пригласила к себе в гости друзей. Саша подарил Лене – цветы; Оля – книгу; Катя – конфеты.
? В каких магазинах друзья купили свои подарки?
Вечер досуга. Экономическая сказка
«Теремок на новый лад»
Цель: Развивать у детей выдумку, сообразительность; воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности. Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество.
Материал: Зал оформлен по сказке «Теремок»; шапочки для зверей, разнообразные товары, деньги, реклама, другие аксессуары.
Содержание:
В зал входит сказочница с детьми старшей группы.
Сказочница. Мы старую-старую сказку расскажем,
Расскажем о Мышке, Лягушке-квакушке,
О Ежике и о Лисе,
О Волке коварном, Медведе забавном,
О Зайчике и Петухе.
Какую сказку мы расскажем,
Вы, наверное, уже догадались.
Дети. Теремок.
Сказочница. Каждый ребенок знает с пеленок
Старую сказку про теремок.
Он в поле стоял, не высок и не низок
Потом в теремке поселились зверушки,
Какие – вы знаете все на зубок!
Работали дружно, дружили друг с другом.
Промчались года, а их теремок все также стоит.
И звери все те же, но как изменились,
Ведь время вперед непрерывно бежит.
В зал вбегают дети подготовительной группы в шапочках зверей.
Дети. Приглашаем в теремок, всех зайти на огонек,
Мы расскажем вам о том,
Как по-новому живем.
Время бежит, жизнь не стоит,
Век двадцатый пролетит.
Эй, не ленись, поторопись, за дело ты дерись.
Заяц. Мои друзья,
Двадцатый век – не дело долго песни петь.
Пора работать, по местам!
Работы нынче хватит нам!
Лиса. Гостям расскажем о себе,
Как живем мы в теремке.
Мышка, начинай рассказ:
Делу – время, потехе – час!
Мышка. Я мышка-норушка,
Я в фирме служу.
«Макдональдс» - зовут так фирму мою.
Я вас накормлю, я вас напою,
По первому классу вас обслужу.
Науку от бабушки я получила,
Она всех зверей пирогами кормила.
Стояла, бедняжка, у печки все дни,
Ведь не было у нее СВЧ – печи!
Я только на кнопочку нажимаю
И пирожки из нее вынимаю.
Они и вкусны, они и сочны,
Не так уж они у меня дороги.
Такая работа мне прибыль дает,
А от зверушек – любовь и почет.
Сказочница. Ой, мышка-норушка, ты так вкусно рассказывала о своих пирожках,
Что нам захотелось их купить и попробовать.
Мышка. За ценой не постаю,
Их по рублю я отдаю.
Мышка достает из печи пироги. Дети покупают.
Сказочница. А теперь пойдем к лягушке,
Что расскажет нам квакушка?
Лягушка. Открыла в лесу я магазин
Идет покупатель один за другим.
На технику нынче повышенный спрос –
Кому телевизор, кому пылесос.
Есть видео, фото и центр музыкальный,
На разные вкусы имею товар.
Сказочница. К лягушке зайдем мы сейчас в магазин.
Не купим, так просто товар поглядим.
Дети рассматривают товар, спрашивают цены, покупают.
Сказочница. Ну, хвалитесь, показывайте, что купили.
А вот, друзья колючий еж,
Он был на елочку похож.
Ну а сейчас он деловит,
Среди зверей он знаменит.
Еж. Ведь коли я в иголках весь,
Портным зовет меня весь лес.
Я шью, порю, крою, метаю –
Заказ любой я принимаю!
И исполняю точно в срок –
Не нарушает ежик слов!
Сказочница. Дорогой ежик! А нашим ребятам как раз нужны новые костюмы
К выступлению. Может, ты нам их сошьешь?
Еж. Пожалуйста, выбирайте фасон. Вот модели в журнале мод.
Я сниму с вас мерки, и костюмы будут готовы точно в срок.
Сказочница. А какова цена?
Еж. Сарафан по 10 копеек, а рубашка по 5 копеек.
Еж работает с детьми: принимает заказы, снимает мерки. Дети выбирают модели, ткань, рассчитываются за изделия.
Сказочница. А теперь зайдем сюда. Как называется этот салон?
Дети читают: «Волшебница».
Сказочница. Что же это такое и кто волшебник?
Лиса. А волшебница здесь я – Патрикеевна-кума.
Я – частный предприниматель,
Великолепный парикмахер.
Услуг вам много окажу:
Я мигом подстригу
И феном уложу, вам завивку предложу,
Вас покрасить я смогу.
Предложу вам новинки сезона:
Шампуни, лаки и одеколоны.
Кто хочет быть красив всегда,
К услугам тех кума-лиса!
Сказочница. А ну, ребята, поглядите и товар купите.
Те, кто нуждается в красе,
Вставайте в очередь к лисе.
Дети покупают товар. Лиса делает прически.
Сказочница. А мы к медведю поспешим,
Поспешим-поговорим.
Здравствуй, мишенька - медведь.
Чем занят ты, скорей ответь!
Медведь. Я мед душистый поставляю,
Всех зверушек им снабжаю.
Ценился мед во все века,
В нем и здоровье, и краса!
И за границу мед идет,
Там грамотный народ живет.
Сказочница. А какой ты, медведь, производишь обмен?
Медведь. Я мед на авто меняю,
Так сделки по бартеру осуществляю.
Товар на товар, обмен на обмен –
Так нынче живет медведь-бизнесмен.
Сказочница. А что такое авто? Кто такой бизнесмен?
Высказывание детей.
Сказочница. Какие же автомобили ты, медведь выбираешь?
Медведь. А вот посмотрите рекламу.
Дети рассматривают рекламу автомобилей разных марок.
Сказочница. Ой, а про костюмы забыли. Наверное, Ежик их уже сшил. Пора их
Примерить, пора надевать и весело в этих костюмах плясать!
Дети примеряют костюмы и танцуют танец.
Мышка. Часы пробили 3 часа. Рабочий день кончать пора.
Лягушка. Мы славно нынче потрудились
Мы не минуты не ленились.
Сказочница. Вот и вечер наступает.
Как же звери отдыхают?
Звери
(по очереди) вечером мы читаем книги,
играем в шахматы и шашки,
составляем и решаем кроссворды.
Сказочница. А есть у вас для нас кроссворд?
Ребята решают кроссворд.
1. Б А Н К
2. Р Е К Л А М А
3. Т О В А Р
4. Д Е Н Ь Г И
По горизонтали: 1. Учреждение, в котором хранятся деньги.
2. Информация, которая помогает продать и купить товар.
3. То, что продается или покупается.
4. В чем измеряется цена товара.
- По вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход.
- Правильно, это – клад.
Звучит музыка, появляется волк.
Волк. Клад. Где клад?
Знаю, любите трудиться,
Знаю, деньги есть у вас.
Мне ж трудиться не годится.
Заболею в тот же час.
Я деньги, денежки люблю,
Но я работать не хочу.
Работа мне не по плечу,
Я от нее худею.
Я лучше деньги отберу,
В большой мешок их положу,
И буду жить да поживать,
Пока не постарею.
Ага! Испугались, задрожали!
Открывайте кошельки, отдавайте денежки!
Звери. А у нас - их нет.
Волк. Так я вам и поверил! Вы же с утра до вечера работаете. И получаете
Зарплату. У всех пользуетесь почетом и уважением. Не то что я!
Звери. А у нас все деньги в банке.
Волк. Ну, так я эту банку вмиг отыщу. А какая она: железная или
Пластмассовая? Большая или очень большая?
Волк ищет банку, но не находит.
Сказочница. Ребята, давайте, объясним волку, что такое банк?
Дети. Банк – это учреждение, где хранят деньги
.
Волк. Ох, я несчастный остался без денег.
Сказочница. Не расстраивайся, волк. Ты попроси жителей теремка, может, они
Возьмут тебя к себе в теремок?
Волк. Звери, вы меня простите.
В теремок к себе возьмите.
Буду терем охранять,
От врагов вас защищать!
Звери. Ладно, будешь у нас охранником.
Сказочница. Стали жить все вместе,
Занят всяк своим трудом.
Умеют звери все трудиться.
А в праздники повеселиться.
Шутки, пляски, песни, смех –
Теремок открыт для всех!
Вот уж музыка играет,
Мы частушки начинаем.
Частушки.
Волк. Всех гостей мы приглашаем,
В оркестре весело сыграем.
Пусть услышат наш оркестр
Далеко от наших мест.
Оркестр.
Сказочница. Спасибо вам, звери, за песни, за пляски,
За шутки-прибаутки.
Звери. Ну и нас не забывайте,
И почаще навещайте.
Экскурсия в прачечную.
Цель: Дать представление об оборудовании, инструментах, приборах, машинах которые помогают в работе прачечной, и ее роли в жизни человека. Закрепить знания о профессии прачка.
Ход экскурсии: Ребята сегодня мы с вами будем наблюдать за работой прачки детского сада.
? Какое оборудование вы видите?
? Какие электрические - приборы, вы видите?
? Помогают они в работе?
? В чем полезен труд прачки?
Январь
Экономическая категория: Бартер
Игровая ситуация «Бартер».
Цель: Дать знания детям о бартере как операции взаимообмена товарами, деньгах как средстве обмена товарами между людьми. Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество.
Содержание: Ребята давайте вспомним с вами сказки, где герои совершали тот или иной обмен.
- Посмотрите, я вам приготовила вот такую интересную схему, к одной стрелке мы будем ставить название сказки, которую вы вспомнили, к другой, какой обмен был совершен в этой сказке.
Игра «Путешествие товаров».
Цель: Раскрыть детям необходимость обмена продуктами труда между людьми; показать, что человек постоянно нуждается в каких-либо товарах. Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество.
Материал: Карточки-картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и др.
Содержание: Ребята вы любите путешествовать? Во время путешествия люди узнают много нового, интересного, важного.
? А как вы думаете, могут ли путешествовать товары?
? Как они это делают?
? Для чего они это делают? Товары тоже путешествуют, только им помогают люди.
- Воспитатель показывает картинки. Дети называют товар и пытаются определить их маршрут.
Например: с севера на юг на поездах, самолетах, кораблях везут лес, рыбу, пшеницу и другие товары. С юга на север – фрукты, овощи, зерно, то есть то, что на севере не растет. Из города в село – тракторы, машины. Из села – в город – продукты питания (молоко, мясо, овощи, зерно).
Подводя итоги: воспитатель подчеркивает, что люди нуждаются в разных товарах, поэтому товары перевозят по всему миру.
Дидактическая игра «Бартер».
Цель: Закрепить экономическое понятие «бартер», натуральный обмен. Развитие речи. Логическое мышление, творчество.
Материал: Коробка с лежащими в ней карточками, на которых нарисованы «Одежда», «Обувь», «Продукты питания», «Электрические приборы» и т. д. По 6 карточек на каждого играющего.
Ход игры: Воспитатель перемешивает стопку карточек и раздает детям по 6 карточек. Ребенок, должен посмотреть каких карточек у него не хватает для комплекта, в котором должно быть 6 разных потребностей человека «Всю обувь», но если у ребенка не хватает или лишние какие то потребности, то ему надо договориться и совершить нужный обмен. Выигрывает тот, кто набирает полный комплект карточек с 6 одинаковыми потребностями.
Вечер досуга «Аукцион»
Цель: Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе; развить желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.
Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество.
Материал: Зал оформлен в виде театра: красивый занавес с персонажами, у центральной стены стоит барабан для игры «Что? Где? Когда?», на кубиках «сидят» большие красивые игрушки (лоты).
Содержание:
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы сегодня – участники аукциона. Этот аукцион будет проходить в театре Карабаса - Барабаса. А вот и хозяин театра Буратино.
Карабас. Здравствуйте, дорогие зрители!
Посмотреть наш театр, не хотите ли?
В нашем театре много забав,
Хотите песню, хотите пляс!
Буратино. Наши артисты все знаменитые,
Все популярные, все именитые.
И будут рады они для вас
Петь, танцевать здесь хоть целый час.
Звучит песня «Куклы» Ильи Розенштейна.
Ведущий. Сегодня в нашем театре аукцион.
? Что такое - аукцион?
С этим вопросом мы обратимся к его участникам.
Ответы детей.
У кого есть деньги, тот может принять участие в нашем аукционе. На аукцион выставляются красивые игрушки.
Карабас. У меня денег целый мешок, что захочу, то и куплю!
Буратино. А у меня, как вы помните, 5 золотых. А у вас, ребята, есть деньги?
Дети. Нет!
Ведущий. Как можно заработать деньги?
Ответы детей.
Я предлагаю заработать деньги в игре «Что? Где? Когда?». Вы настоящие знатоки и любители экономики. За правильный ответ каждый из вас получит то количество денег, в которое этот вопрос оценивается. Итак, игра начинается.
Дети подходят к барабану, крутят его, берут конверты, в которых лежат вопросы.
Вопросы к детям:
? Все ли на свете можно купить и продать?
? Почему все люди должны трудиться?
? Всегда ли были товары?
? Почему люди должны покупать и продавать товар?
Дети отвечают на вопросы и получают заработанные деньги.
Карабас. Скрипичный ключ поставлю я,
Музыкальная пауза у нас, друзья
Дети исполняют частушки.
1 – ребенок. В детском садике с монетой
Удивили мы полсвета,
Покупаем, продаем,
Мы играть не устаем.
2 - ребенок Моя бабушка в чулке
Денежки хранила.
И пропали деньги те-
На спички не хватило!
3 – ребенок Я бабусе говорю:
«В банк тебя я отведу.
Там проценты ты получишь,
Заживешь на них ты лучше».
4 – ребенок Экономика больна,
И страдает вся страна.
Дайте вырасти нам только –
Вылечим ее тогда!
Припев: Эхма, тру-ля-ля!
Трудные задачки!
Не приложим мы ума –
Не купить нам жвачки!
Ведущий. Продолжаем зарабатывать деньги для нашего аукциона.
Дети отвечают на вопросы:
? По какой цене выгодно продать: по дорогой или по дешевой?
? По какой цене выгодно купить: по дорогой или по дешевой?
? Где продают и покупают?
? Когда цены на рынке дороже: когда много продавцов и мало покупателей или когда мало продавцов и много покупателей?
Ведущий. Ну, кажется, все участники игры заработали деньги. Посчитайте, сколько каждый из вас заработал.
Дети подсчитывают деньги.
Буратино. Но у меня мало денег, и я ничего не смогу купить на аукционе.
Карабас. Буратино, я могу дать тебе деньги в долг.
Буратино. А что такое долг?
Ведущий. Ребята, давайте расскажем Буратино, что такое дать деньги в долг.
Ответы детей.
Буратино. Буду тебе очень благодарен!
Карабас. А пока я отсчитаю Буратино деньги, объявляется вторая музыкальная
Пауза.
Буратино. Вы и пели, и играли, но еще не танцевали.
Какой же танец всех нас ждет:
Полька, вальс или фокстрот?
Танец.
Ведущий. Начинаем наш аукцион. Вашему вниманию представлен большой выбор красивых и ярких игрушек. Я желаю вам купить ту игрушку, которая вам понравилась, и по выгодной для вас цене.
На аукционе продается 3-4 игрушки. Называется их стартовая цена. Происходит распродажа игрушек.
Карабас. Дорогие друзья, в нашем театре сейчас антракт. Достает из кармана
Будильник и звонит. Вот и закончился наш аукцион, все приобрели
Себе понравившуюся игрушку, всем хватило денег?
Купленные игрушки дети уносят в группу.
Февраль
Экономическая категория: Выгода и убыток
Игра-занятие «Как торговали Баран и свинья».
Цель: Расширить знания детей о купле – продаже товаров на рынке. Помочь ребенку постичь характер сказочных героев и высказать им, свое сочувствие. Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество.
Материал: Сказка «Как торговали Баран и свинья», фланелеграф, фигурки животных.
Содержание:
- Чтение русской народной сказки «Как торговали Баран и Свинья».
- Дети обсуждают действия героев сказки на лесном рынке.
? Зачем пошли Баран и Свинья на лесной рынок?
? Почему свой товар Баран продал свинье? Свинья – Барану?
? Почему Баран и Свинья, неумелые торговцы?
? Получили ли Баран и Свинья прибыль? (Нет) Почему?
- Предложите свои варианты, как продать товар, чтобы получить прибыль.
- Давайте попробуем поторговать вместо Барана и Свиньи (обыгрывание сказки).
Сюжетно дидактическая игра «Ранок».
Цель: Раскрыть детям сущность понятий прибыль, долг, зависимость между качеством товара и получаемой прибылью при его продаже. Развиваем речь детей. Логическое мышление, творчество.
Предварительная работа: Дети вместе с родителями мастерят разную посуду.
Содержание: Дети – продавцы раскладывают товар на прилавках, определяют цены (помощь воспитателя).
Дети – покупатели внимательно рассматривают посуду (чашки, горшки, кружки, тарелки) и покупают понравившийся товар.
Дети – продавцы считают прибыль от продажи товара.
Проблемная ситуация «Удачная покупка».
По лесной дорожке шел довольный Лесовичок. В руках у него была большая корзина с орехами.
- Чему ты улыбаешься? – спросил его Заяц.
- Я купил три килограмма орехов за три рубля, это совсем недорого.
- Продай мне один килограмм орехов, я заплачу тебе два рубля. Лесовичок был добрый и продал зайцу один килограмм орехов за два рубля.
- Прискакали Белочки и попросили Лесовичка продать и им один килограмм орехов за два рубля. Лесовичок и им не отказал.
- У Лесовичка остался один килограмм орехов и четыре рубля денег.
? Где купил Лесовичок орехи?
? Легко ли Лесовичку было нести три килограмма орехов?
? За сколько купил Лесовичок орехи на лесном рынке?
? За сколько продал орехи?
? Выгодно продал Лесовичок орехи?
? Получил ли он прибыль от продажи?
Март
Экономическая категория: Деньги
Игра – занятие: «Какими деньгами пользуются люди в других странах».
Программное содержание: Дать представление о том, что деньги универсальное и удобное средство обмена; познакомить детей с денежными единицами разных государств.
Материал: Конверт с картой, шкатулка с бумажными купюрами и монетами разных стран.
Ход занятия: Ребята к нам в группу пришло необычное письмо.
- Посмотрим, что в нем? Раскрывают конверт и обнаруживают карту – схему, с изображением места, где лежит клад с деньгами. Ориентируясь по карте – схеме, дети начинают поиск клада, которым является шкатулка с бумажными купюрами и монетами разных государств. Дети находят клад. Рассматривают денежные купюры и монеты. Дети находят клад. Рассматривают денежные купюры и монеты.
- Ребята, какие интересные деньги.
? Как вы думаете, что это за купюры и монеты?
Воспитатель показывает денежные купюры разных стран.
В России – рубль, в Германии – марка, на Украине – гривна. Белоруссия – зайчики, в Европе – валюта, евро. Франция – франки.
Подводим итог: валютой называют денежную единицу (деньги) другой страны.
Интегрированное занятие «Домик копилка».
Цель: Расширить представление детей о доходах и расходах; подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления, функции денег как средства накопления. Развивать речь детей. Логическое мышление, творчество. Умение считать, производить действия сложения и вычитания.
Материал: Домик – копилка, сказка «Три поросенка», весы, цифры, знаки <, >, =.
Содержание:
- Ребята посмотрите, какой необычный домик. Этот домик называют домиком – копилкой.
? Как вы думаете, кто в нем живет?
- Живут в нем рубли и монетки. Когда денежка входит в домик – доход, а когда уходят – расход.
- Воспитатель читает отрывок из сказки К. И. Чуковского.
А бывает еще накопление.
Без него проживешь – нет сомнения.
Но какой же ты будешь бедняк,
Если сносишь последний башмак.
Чтобы лучше и легче жилось,
Чтоб спокойно и сладко спалось,
Поработаем дружно сейчас,
Создадим кое-что про запас.
Вопросы детям:
? Для чего нужны копилки?
? Зачем люди копят деньги, делают запасы?
? Ребята у кого есть дома копилка?
Ребята посмотрите, кто к нам пришел в гости «Три поросенка».
? А кто вспомнит, как их звали? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)
- Посмотрите что у них в лапках (копилка).
- Шепчут, помогите нам разобраться у кого какие доходы и расходы.
Ситуация 1. У Ниф-Нифа доход составил 3денежки, расход 4 денежки. Дети записывают на листочках с помощью цифр, ставят соответствующий знак 3 < 4; Д < Р. С. Б = 0.
Проверяют запись на весах: на одну чашу кладут 3 денежки, на другую 4.
- Соотношение доходов и расходов у Ниф-Нифа на весах.
? Остались ли сбережения у Ниф-Нифа? Почему?
Ситуация 2. У Нуф-Нуфа доход составил 4 денежки, расход 4 денежки. Дети записывают доход и расход. 4 = 4; Д = Р. С. Б = 0. Решение проверяется на весах.
Ложим 4 денежки на одну чашу и 4 на другую.
- Соотношение доходов и расходов у Нуф-Нуфа на весах.
? Имел ли сбережения Нуф-Нуф?
? Как он вел свое хозяйство?
Ситуация 3. У Наф-Нафа доход 6 денежек, а расход 4 денежки. Дети записывают 6 > 4; Д > Р. С. Б = 2. Доказывают правильность записи с помощью весов. На чашу доход ложим 6 денежек, на чашу расходов 4 денежки.
Соотношение доходов и расходов у Наф-Нафа на весах.
? Имел ли сбережения Наф-Наф?
? Умело ли он вел домашнее хозяйство?
? У кого сможет жить домик-копилка?
Вывод: Ребята мы видим, что надо вести учет денег, чтобы видеть доходы и расходы. Удачно спланировать (продумать) расходы – значит сэкономить, накопить, сделать сбережения.
Сюжетно-ролевая игра.
Цель: продолжить учить детей пользоваться денежными знаками. Умение считать, соотносить цену товара и денег, которые есть у ребенка.
Материал: товары разной стоимости: (конверты с маркой и без марки, карандаши, фломастеры и т. д.) Монеты - купюры разного достоинства, ценники. У каждого монеты разного достоинства.
Ход игры: Дети рассматривают цены товаров.
- Что можно купить на 5 рублей? 10 рублей? 50 рублей? Спрашивает продавец – воспитатель. Если ребенок не может определиться с покупкой, продавец – воспитатель приходит на помощь.
Игра – занятие: «Дом, в котором живут деньги».
Цель: Дать первоначальные знания о банке. Банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. Развитие речи детей.
Материал: Комикс «Жила была денежка», картинки с изображением героев.
Содержание:
1. Воспитатель читает комикс «Жила была денежка», дети рассматривают иллюстрации, слушают, как на острове Мацума у короля Бумба родилась блестящая идея, где хранить деньги. Их можно хранить в банке, а главный человек в этом банке – банкир.
2. Детям предлагается решить две проблемные ситуации – Как накопить деньги?
проблемная ситуация: «Три поросенка решили купить дом. Посчитав свои доходы, они поняли, что денег на покупку дома у них не хватает. Поросята предлагали разные варианты, спорили, но так и не пришли к единому мнению.
Вопрос к детям:
? Что можно предложить поросятам, чтобы они осуществили свою мечту?
проблемная ситуация: «Вырастут ли денежки на дереве?».
Буратино на поле чудес в «стране дураков» закопал в землю 5 золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.
Вопросы к детям:
? Вырастут ли деньги?
? Где они могут расти?
? Куда Буратино, надо было положить деньги?
Итог занятия: Ребята скажите мне, пожалуйста, где же живут деньги и как называется дом, в котором их лучше хранить? Почему?
- Деньги лучше хранить в сберегательном банке, потому что, Во-первых, надежно. Он охраняется специальной охраной. Во-вторых, в сберегательном банке не обманут и выплатят обещанные деньги.
Апрель
Экономическая категория: «Реклама».
Игра – занятие «Мир рекламы»
Цель: Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио и видео реклама. Развить воображение, самостоятельность. Развиваем речь детей.
Материал: Различные рекламные материалы (плакаты, журналы, и т. д.) Кукла Бабы-Яги.
Содержание:
1. Воспитатель вместе с детьми рассмотрел плакаты, журналы….
- Ребята, как вы думаете, что мы видим на этих плакатах, журналах…. Рекламу товаров.
- А где мы еще можем встретить рекламу? На щитах, на трамваях, автобусах и т. д.
- Ребята реклама, напечатанная на бумаге, на ткани, на металле – называется «печатной». Реклама, которую мы видим по телевизору – видео реклама; слышим по радио – радио реклама.
? Для чего нужна реклама?
? Можем ли мы обойтись без нее?
? Какая бывает реклама?
? Почему говорят «Реклама – двигатель торговли?».
- Подводим детей к пониманию того, что реклама нужна для получения информации о товарах, местах их продажи. Товары, хорошо рекламируемые, продаются быстрее.
2. – Ребята давайте разделимся на три группы, каждой группе дается мяг