Антипина Татьяна Сергеевна
Артикуляционные упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Описание упражнений.
«Толстячок» :
a) надувание обеих щек одновременно;
b) надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
«Худышка» : втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
«Слонёнок» : губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.
«Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю».
Публикация «Артикуляционные упражнения» размещена в разделах
«Лягушонок» : улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
«Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану.
И нисколько не устану».
«Лягушонок – слонёнок» : на счет «раз-два» чередовать упражнения «Лягушонок» и «Слонёнок».
«Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь – слонёнок я,
Хоботок есть у меня».
«Окошко» : на счет «раз» - широко открыть рот (окошко открыто, на «два» - закрыть.
«Накажем непослушный язычок» : положить широкий язык между губами и «пошлепать» его: «пя-пя-пя»; можно слегка покусать язычок.
«Лопаточка» : открыть рот, широкий язычок положить на нижнюю губу. Следить, что-бы губы не напрягались, а нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на ниж-ние зубы. Язык не высовывать далеко.
«Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!».
«Иголочка» : открыть рот, высунуть язычок «иголочкой». Следить, чтобы кончик языка не загибался.
«Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу».
«Лопаточка – иголочка» : на счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка», «Иголочка»
«Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким остриём».
«Часики» : улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…».
«Качели» : улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз».
«Грибок» : улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
«Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой».
«Лошадка» : открыть рот, пощелкать языком сначала медленно, постепенно темп убыстрять.
«Маляр» : улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем».
«Почистим верхние зубки» : улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
«Барабан» : улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Чтобы у ребенка рот не закрывался, можно зажать зубами ручку от зубной щетки.
«В барабан мы сильно бьём
И все вместе мы поё м:
«Д-д-д-д-д-д!»».
С бархатной подкладкой».
«Комарик» : улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук З.
«Чашечка» : улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка».
«Кораблик с парусом» : улыбнуться, открыть рот. Представить, что нижняя челюсть – лодочка (кораблик, язычок – парус: 1) поднять «парус» к бугоркам за верхними зубами, надувать его;
2) поднять «парус» и произносить звук Ы, резко опустить «па-рус».