Нина Тюленева
Артикуляционная гимнастика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
- обучение управлению органами артикуляции;
- развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
- воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование: зеркала
Раздаточный материал: памятка
Публикация «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» размещена в разделах
Ход мастер-класса:
- вводная часть (5 мин);
- основная часть (15 мин);
- заключительная часть (5 мин).
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью: тестирование
Артикуляционная гимнастика – выработка полноценных движений и определённых органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушения звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённого положения губ, языка, мягкого нёба, необходимого для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающимся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающихся в коррекции движения, нужно научить ребёнка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа (напряжения мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
Темп – это скорость движения. Вначале движение произноситься несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положения органа удерживается без изменений произвольно долго.
Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
При отборе материалов для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
В любом упражнении все движения артикуляционного аппарата осуществляются последовательно. С паузами перед каждым новым движением, что бы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.
Упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребёнком. Для этого он должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка и достигается путём тренировки.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует у ребёнка больших энергетических затрат, определённых условий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в процессе её проведения, какая ему при этом отводиться роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно самую естественную и привлекательную для них форму занятий.