Ольга Бурцева
Анализ работы по социально-нравственному воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы
по социально-нравственному воспитанию
Бурцева О. В.
В 2012 – 2013 учебном году были поставлены задачи по социально-нравственному воспитанию детей :
Публикация «Анализ работы по социально-нравственному воспитанию в средней группе» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
1. Воспитывать эмоционально - полoжительное oтношeние к окружающему.
2. Воспитывать культурное поведение.
3. Развивать у детей почтение к старшим, желание и умение слушаться, с готoвнocтью исполнять их советы, указaния и пopучения.
4. Воспитывать товарищеские отношения со сверстниками, внимательное взаимоотношение к ним и младшим, к взрослым.
5. Приучать детей помнить о своих обязанностях и прилежно их исполнять; с удовольствием делиться с другими своими знаниями, замыслами, игрушками.
6. Формировать у ребенка способность к сопеpeживанию, умение откликаться на горе и радость других людей.
7. Формировать чувство любви к родному краю, чувство уважения и благодарности к трудящимся людям.
8. Воспитывать трудолюбие : желание и умение трудиться не только для себя, но и на общую пользу, уметь ставить цель и добиваться положительных результатов.
Для решения поставленных задач использовали различные методы и приемы:
- Методы формирования социально-нравственного поведения - приучение, упражнение, руководство деятельностью.
- Методы формирования нравственного сознания - убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа.
- Методы стимулирования чувств и отношений - пример, поощрения, наказания.
- Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо).
- Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа).
- Игровые приемы (игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаницы).
- Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации).
- Использование театрализации (кукольного, настольного, театра на фланелеграфе, этюды, сцены).
- Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни).
- Музыка.
- Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни).
- Наблюдение (за действием взрослого и ребенка).
В решении задач социально - нравственного воспитания использовали следующие средства :
• Этические беседы: «Зачем человеку выполнять правила поведения», «Зачем уступать друг другу», «Зачем нужно быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, «Правила дружной игры».
• Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Моя семья», «Что подарим маме и бабушке» и др.
• Сюжетно-ролевые игры на социально-бытовые темы : «Семья», «Детский сад», «В кафе», «Банный день» и др.
• Игры – инсценировки: «Воробей и кот», «Друзья»;
• Игры- драматизации: «Муха-цокотуха», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка», «Заюшкина избушка» и др.
• Создание педагогических ситуаций на социально – нравственные темы;
• Чтение художественной литературы на социально – нравственные темы : Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Карасева «Новый товарищ», Э. Шим «Брат и младшая сестра», этические сказки, пословицы, поговорки, потешки.
• Коммуникативные игры: «Доброе животное», «Объятия», «Мы делили апельсин» и др.
• Беседы по картинам и иллюстрациям.
Работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по социально-нравственному воспитанию детей, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому в индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждали родителей в необходимости выработки общих требований к речи ребенка, его культурного поведения.
Были разработаны советы родителям «Способы эффективного общения с детьми», «Вечные принципы нравственности», «Правила поведения в процессе общения с детьми», «Культура поведения за столом», «Рекомендации по формированию коммуникативной компетенции дошкольников»; родительские собрания «Секреты общения с ребёнком в семье», «Поговорим о вежливости»; индивидуальные беседы о правилах поведения и общения. Беседуя с родителями, даем образец культуры ведения диалога. Советовали, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную деятельность с ребенком.
Используя вышеперечисленные средства и методы по формированию представлений детей о социально - нравственных явлениях общественной жизни, о следующих нравственных качествах людей: справедливость и честность, трудолюбие и ответственность, дружелюбие и доброта, смелость и настойчивость, оптимизм и общественная сознательность и др., поступки детей становятся более осознанными, приобретают большую обобщенность, а навыки социально-нравственного поведения — более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному побуждению.