Ольга Даниленко
Алгоритм системной модели по управлению методической работой в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм
формирования и продвижения системной модели управления
по управлению методической работой в МБДОУ
Рис. 1. Графическая схема управленческой модели как системы
Суть каждого элемента настоящей системной управленческой модели применительно к управлению методической работой дошкольного учереждения, с учетом обозначений на рис. 1 следующая: прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ; определение вариантов моделей выпускника; формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников; моделирование новых форм существования ДОУ; проектирование процессов развития дошкольного учреждения; проектирование последствий запланированных инновационных процессов.
Публикация «Алгоритм системной модели по управлению методической работой в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Внутренняя среда (4, как основная составляющая модели :
Подсистема научного обоснования (4.1.) включает в себя:
суть: Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи к введению ФГОС.
Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
его цель: обеспечение качества образовательного процесса ДОУ; создание совокупности условий для эффективного развития дошкольного учреждения.
– Принципы: анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива; вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности; оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач; установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом; анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах; анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций; поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований; изучение передового педагогического опыта. Важнейшими принципами методической службы являются прогнозирование и планирование.
методы :
1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС в ДОУ
2. Создание организационного обеспечения введения ФГОС
3. Кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС
4. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС
5. Создание информационного обеспечения введения ФГОС
6. Работа с родителями, общественностью.
7. Организация оптимальной модели деятельности.
Управляющая подсистема (субъект управления) (4.2.) предлагает требования ко всем уровням управленцев методической работы в дошкольном учереждении с компетентным владением:
- методистом является педагог, работающий в любой сфере образования, умеющий грамотно и профессионально сформулировать план и методы ведения работы. Для работы методисту необходимы знания таких дисциплин, как педагогика и психология, умение вести документацию, и знание различных общеобразовательных программ. Методисты - специалисты умело разрабатывают свои, авторские программы и методы и грамотно внедряют их в работу преподавателей. Методист – человек, который профессионально владеет методом, теоретик и практик в одном лице.
Методист – человек, идущий на несколько шагов впереди своих коллег, профессионал, заинтересованный своим делом.
Основные качества методиста – это способности организатора и лидера, умение объединить рабочий коллектив, грамотно дать нужное направление практикующим специалистам. Методист должен быть хорошим оратором, уметь донести идею до слушателей в понятной и доступной форме. Коммуникабельность и эрудиция – непременные атрибуты методиста. Профессия требует постоянного повышения образования и личного мастерства, расширения кругозора. И без личного призвания хорошим методистом стать невозможно.
Профессию методиста невозможно получить в учебном заведении, но должность специалиста по методике существует в любом образовательном учреждении, от детского сада до ВУЗа. Методистом, чаще всего является профессиональный педагог, энтузиаст своего дела. И тут, основным формирующим качеством становится найти и дать метод, направление образовательной работы и сделать ее наиболее эффективной и интересной.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность.
Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Управляемая подсистема (объект управления) (4.3.) – формы работы в ДОУ :
- педагогический совет;
- заседания мобильных творческих групп; микрогрупп;
- педагогический мониторинг;
- аттестация;
- самообразование педагогов;
- семинары – практикумы с приемами активизации педагогов;
- семинары; семинары – практикумы;
-открытые мероприятия (взаимопосещения);
- круглые столы;
- тематические недели;
- творческие отчеты;
- групповые и индивидуальные консультации;
- обсуждение методических новинок
Нетрадиционные:
- школа педагогического мастерства
- творческая лаборатория
- методический сервис
- мастер – класс
- презентация методических наработок
- проведение педагогического совета с элементами деловых игр
- тестовый контроль
- проектная и интегральная деятельность
- деловые игры по реализации образовательных услуг
- вебинары.
Обеспечивающая подсистема (4.4.) включает в себя такие виды обеспечения, как:
1) ресурсное: повышение профессионального уровня педагогов заключается в формировании ключевых компетенций, совокупность которых приводит к эталонной профессиональной компетенции педагога. Профессиональная компетенция педагога определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность образовательного процесса;
2) информационное:
- анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
- вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
- оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
- установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
- анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
- поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
- изучение передового педагогического опыта.
3) правовое:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", «Реализация в воспитательно- образовательном процессе ДОУ развивающих технологий программы «Детство»,
«Введение ФГТ к структуре ООП ДОУ»,
«Переход на ФГОС дошкольного образования», Национальная доктрина образования Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка и другие правовые документы.