Екатерина Королькова
Аква-аэробика в детском саду. Фотоотчет
▼ Скачать +Заказ
Дружба с водной стихией-залог здоровья
Дружить с водой можно с самого раннего детства. Но и никогда не поздно начать. Мы сегодня рассмотрим, несомненно, один из важнейших видов физической активности- плавание и аквааэробика для детей.
Публикация «Аква-аэробика в детском саду, Фотоотчет» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Процесс овладения плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнение каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия, радость от занятий пропадает. В поиске новых нестандартных, функциональных, а главное, возможных для реализации в детском саду, решений, я обратилась к такой дисциплине, как аквааэробика.
Помимо стандартных упражнений из плавания, к занятию прибавляется выполнение упражнений из разных исходных положений, с широким выбором инвентаря, движения совершаются нетипично, сразу в нескольких плоскостях, ребенок учится контролировать свое тело в нестандартных положениях, следовать темпу и ритму музыки. Таким образом занятие получается более эффективным, инновационным, интересным, создающее условия для расширения круга двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Дети с большой охотой и желанием выполняют упражнения, которые до этого, может быть, были для них сложными.
Аквааэробика- это одна из разновидностей аэробики, тренировки которой проходят в воде, основанная на умеренных по интенсивности движениях под музыку.
Особенностью занятий в воде является то, что движения совершаются нетипично, сразу в нескольких плоскостях. Поэтому в тренировке оказываются задействованы те группы мышц, которые обычно не получают нагрузки. Преодолевая сопротивление воды обычная зарядка превращается в напряженное сражение с упрямой водной средой, вода усиливает эффект от физических упражнений. При этом получить травму практически невозможно. Именно аквааэробика является отличной зарядкой для суставов. Кроме этого, давление воды улучшает и стимулирует циркуляцию крови, отток лимфы. Также занятия в воде оказывает легкий закаливающий эффект, помогают расслабиться, снимают мышечное и нервное напряжение, укрепляют нервную систему. Упражнения с поддерживающим средством (нудл- noodl) на баланс и координацию разгружают позвоночник, т. к. тело находится в невесовмости. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.
Цель
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе освоения разных видов упражнений в воде под музыку.
Задачи:
• Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства.
• Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (в бассейне).
• Способствовать развитию костно-мышечного корсета.
• Содействие коррекции телосложения.
• Развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке.
• Улучшение уровня плавательной подготовленности.
• Освоение навыков самоконтроля.
• Создавать положительный эмоциональный настрой от занятий аквааэробикой.
Этапы:
• Начальное разучивание. Низкая интенсивность и координационная сложность. Ознакомление со свойствами воды, основными средствами применяемыми на занятиях. Навыки самоконтроля. Дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении.
• Углубленное разучивание. Упражнения средней интенсивности, повышается координационная сложность. Закрепление полученных знаний и навыкоы. самоконтроль за движениями. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой.
• Закрепление и совершенствование. Повышение двигательной активности за счет момторной плотности занятий и координационной сложности. Работа со связками движений и с изменений темпа. Работа в парах, тройках. и т. д. Самовыражение в движении в воде под музыку, формирование умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Методическое обеспечение
Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения.
На четвёртом году занятий аквааэробикой используются и элементы синхронного плавания. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции для развлечений и праздников на воде.
При планировании занятий по аквааэробике учитываем основные педагогические принципы: доступность, от простого к сложному, последовательность, систематичность, синкритичность (объединения - связки, логичность перехода от одних упражнений к другим.
Описание занятия делится на 3 части: подготовительную, основную, заключительную. Все части занятия взаимосвязаны.
• Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе.
• Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи.
• Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени. В этой части выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания.
Основной формой обучения дошкольника является игра. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. Поэтому все занятия должны строиться на игровых элементах. Однако игры, как и упражнения должны подбираться так, чтобы ребёнок был в постоянном движении – тогда он не будет мёрзнуть.
В процессе обучения плаванию ребенок
– приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях на воде, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
– осознает свои двигательные действия;
– усваивает физкультурную и пространственную терминологию;
– узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
– ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия;
– закрепляет знания об окружающей природе, свойствах воды;
– обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
– учится рационально использовать навыки в самостоятельной двигательной деятельности;
– приобретает грацию, пластичность, выразительности движений;
– развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
– учится самоорганизации, взаимопомощи.
Рекомендации по проведению занятий аквааэробикой
• Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.
• При обучении целесообразен фронтальный метод.
• Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шахматном порядке, лицом к инструктору.
• Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.
• От малых рычагов к большим.
• На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.
Акценты:
• Гребущая поверхность.
• И. П. ног (стойка на полной стопе, ноги чуть шире плеч, полусогнутые, присед, выпад)
• Положение кисти (давим, режем, расслабленная, кулак)
• Дыхание без задержек, глубокое, через рот.
• Пресс и спина все время подтянуты.
Ожидаемые результаты
- Дети выполняют упражнения с различным оборудованием в горизонтальном и вертикальном положениях тела.
- При выполнении упражнений сохраняется заданный темп и ритм.
- Дети при выполнении упражнений сохраняют координацию движений, равновесие.
Приложение:
Упражнения для развития силовых способностей
Упражнения для развития силовых способностей могут быть включены в большинство занятий по аквааэробике в качестве составной части или выделены в самостоятельное занятие.
Вода обеспечивает постоянное сопротивление движениям занимающихся. При выполнении движений в воде благодаря её гидродинамическим свойствам большая часть мышечных усилий распределяется по всей траектории движений практически равномерно, что обеспечивает гармоничное развитие мышечной массы и уменьшение жировой массы тела.
Упражнения на развитие гибкости
Гибкость – это морфофункциональная способность двигательного аппарата, позволяющая выполнять движения с определённой амплитудой (показатель – размах движений).
Упражнения для развития гибкости выполняются после разминки или в самом конце занятий:
• Вращение в лучезапястных, локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах с большим количеством повторений.
• Вращение таза или туловища.
• Пружинистые и маховые движения в основных суставах – обязательно с противоположными движениями руками и ногами (при выполнении маха ногой вперёд – вверх выполнять движения руками назад – вниз и наоборот).
• Пружинистые наклоны туловища (вперёд и в стороны).
Упражнения аэробной направленности
Движения руками или ногами должны быть направлены на сохранение равновесия: движение в одном направлении должно компенсироваться в противоположном направлении.
Ходьба и бег:
• На месте.
• Вперёд и назад.
• В сторону (боком).
• Вокруг своей оси.
• Лёжа на спине, груди или боку.
• Ноги вместе или широко расставлены.
Махи ногами (ногой через согнутое колено; прямой ногой):
• Вперёд или назад.
• В сторону.
• Одной ногой.
• Попеременно обеими ногами.
• Одновременно обеими ногами.
• Стоя вертикально.
• Лёжа.
• С продвижением.
• хлест/захлест (попеременно, одновременно двумя ногами)
• "восьмерки" (одной ногой,попеременно, вместе)
•
«Ножницы»:
• На месте.
• С продвижением.
• Стоя вертикально.
• Стоя в наклоне.
• Лёжа.
• С поворотом.
• Вперёд – назад.
• Ноги в стороны – вместе.
«Велосипед»:
• Сидя.
• Стоя вертикально.
• Лёжа на боку.
• На месте и с продвижением.
• С вращением «педалей» вперёд и назад.
Перекаты и раскачивания:
• Вперёд – назад (со спины на грудь).
• Слева направо (сбоку на бок).
• С прямыми ногами.
Плавание и его элементы.
Упражнение на расслабление.
Упражнение на расслабление обычно применяют в конце занятия. Для достижения максимального эффекта расслабления, как правило, используют метод контраста (чередования напряжения и расслабления; вытягивания и расслабления) и мысленное представление о состоянии абсолютного покоя.
Упражнения на расслабление лучше выполнять в горизонтальном положении; при этом используют помощь партнёра или поддерживающие средства.