Галина Изотова
Актуальность Монтессори педагогики и тьюторства в реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Любая новая педагогическая система начинается с необычного взгляда на отношения ребёнка и взрослого. В мировой педагогической практике мы можем найти огромное количество ярких и неординарных подходов к воспитанию. Наиболее интересными и достойными внимания я считаю тьюторство и педагогику Монтессори. Да и разделить их невозможно, так как они дополняют друг друга, как «сыр и пицца».
Публикация «Актуальность Монтессори педагогики и тьюторства в реализации ФГОС» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Работа тьютера. Тьюторство
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Изменяются представления о содержании педагогической деятельности, е смыслах и технологиях. Особый интерес вызывает тьюторство, так активно используемое в нашей стране в последние десятилетия. Появившийся в конце 90-х годов в Российском образовании запрос на индивидуализацию обучения обусловил возникновение тьюторских практик. Педагогика М. Монтессори является личностно-ориентированной моделью воспитания современных детей в соответствии с требованиями ФГОС.
Мария Монтессори отмечает : «В моем методе наставница мало преподает и много наблюдает. Главная же ее задача - направлять психическую деятельность детей и их физиологическое развитие. Вот почему я заменила название «учительница» словом руководительница, наставница.. Ее руководство гораздо сложнее и важнее того, какое обычно имеется ввиду, ведь наставница руководит жизнью и душой ребенка». Монтессори – педагог, создает для ребенка условия, в которых ребёнок учится познавать себя, самостоятельно делать выбор, строить индивидуальную образовательную траекторию.
В современных условиях работа с использованием идей М. Монтессори предъявляет особые требования к педагогу, так как необходимо от позиции учителя, транслирующего знания, формирующего умения перейти к позиции тьютора, сопровождающего индивидуальное развитие ребёнка.
Одним из значимых условий сопровождения ребенка (деятельности тьютора) является метод обучения, который позволил бы детям овладевать не только научными, но и социальными знаниями и умениями, формировал у них необходимые для жизни качества личности. Опыт деятельности в детском саду показывает, что таким методом является обучение с использованием идей М. Монтессори, основным постулатом которого является девиз: «Помоги мне это сделать самому».
И я глубоко убеждена, что методика Марии Монтессори одна из самых эффективных в работе с детьми. Чем же заслужило такое пристальное внимание учение Монтессори, если в России в начале двадцатого века глубоко изучали её труды, открывали сады с её именем?
Т. Л. Сухотина-Толстая в 1912-1914 годах замечает, что Монтессори продолжает идеи Песталоцци, Ушинского, и Толстого.
Ю. И. Фаусек, изучив школы Монтессори, говорила: «Я увидела воочию разрешение сложных педагогических задач и большого социального вопроса. Я была свидетельницей того, как закладываются основы истинной культуры».
Монтессори - направление – это разумная структурная система, которая позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям, используя специально разработанные материалы.
Подготовленная среда. Это понятие нам стало знакомо с недавних пор. В наших детских садах мы стали создавать развивающую среду. Мне кажется, что она позаимствована у Монтессори. Большое спасибо ей за это! Метод Марии Монтессори - располагает избыточными образовательными ресурсами подготовленной среды группы. Важными условиями являются: автодидактические материалы для самостоятельной работы, возможность выбора деятельности, разновозрастной коллектив детей, педагогический метод наблюдения для работы в зоне актуального и ближайшего развития и др.
ФГОС как раз и предложили нам создать предметно-пространственную развивающую среду и стремиться к целевым ориентирам, которые очень напоминают мне те задачи, которые решала в своих группах Мария Монтессори.
Замечу, что в первую очередь, чтобы добиться результатов в работе с детьми, необходимо определить свою роль и место в системе воспитания и обучения. Первая и основная задача для меня – это изменить себя, свой взгляд на ребёнка. Я не могу заявить о себе, как о тьюторе. Но стремиться к тьюторскому подходу в работе я пытаюсь. Мне он кажется правильным, действенным, эффективным.
Тьютор использует ресурс «средовой педагогики» М. Монтессори для обеспечения требований к условиям организации деятельности в компетентностном подходе: вариативность, открытость, избыточность, доступность, индивидуализация.
Педагогика Монтессори является личностно-ориентированной моделью воспитания современных детей в соответствии с требованиями ФГОС.
По ФГОС, «к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка:
– ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
– ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;
– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Как раз этому и учатся дети в Монтессори - группах : свободно, без принуждения, без внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрения, так и наказания вредны для внутренней ориентации человека, и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают материал наиболее эффективным образом.
Свою работу я направила на решение следующих задач :
1. обеспечение полноценного умственного развития детей, связанного с формированием устойчивых интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности.
2. формирование сенсорных способностей осуществлять во всех видах деятельности педагогического процесса, используя новейшие технологии и опираясь на опыт классиков педагогики (в первую Монтессори)
3. создание максимально благоприятных условий для сенсорного развития детей – предметно-пространственной развивающей среды
4. научить детей работать в подготовленной среде самостоятельно, в свободном выборе, не мешая друг другу
5. через самостоятельность и свободу развивать в детях уверенность в себе, независимость, чувство собственного достоинства.
6. особое внимание уделить «космическому» воспитанию, развивать интерес, любознательность.
Прежде, чем приступить к работе, мы изучили Монтессори – материалы Ребёнок нуждается в многообразии информации, но вводить её нужно постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. Для ребёнка Монтессори - материалы – это ключ к миру.
Самоконтроль даёт возможность ребёнку увидеть собственные ошибки, устранить их самостоятельно. Это приучает к точности и деловитости.
По методу Монтессори я преподносила детям новый материал на уроке «презентации». Цель такого урока – познакомить с задачами и правилами использования материала, понаблюдать за реакцией ребёнка. В этом смысле урок соотносителен с экспериментом.
Наша задача – дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания окружающего мира. Тогда в большинстве случаев малыш сможет обходиться без опеки и контроля взрослого.
В ознакомлении детей с окружающим миром мы придерживаемся основного направления Монтессори – познание мира через рецепторы: увидеть, услышать, ощутить. Ведь можно просто рассказать детям, что земная поверхность разнообразна: на ней есть горы, леса, равнины, моря и т. д. Но дети послушают и забудут об этом. Поэтому мы решили сделать модель земной поверхности. Теперь дети видят своими глазами, что такое горы, равнины, действующий вулкан и родник. Говоря другими словами, мы стараемся использовать интерес ребёнка – как средство мобилизации его внутренней активности на каждом этапе развития.
В упражнениях по географии у нас появился новый материал «Географическая матрешка», который даёт детям возможность разобраться, что же больше: город или страна, страна или материк. Важным моментом в получении знаний по географии является наличие карты, глобуса, энциклопедической литературы в группе, к которой дети постоянно обращаются, и мы это поощряем.
Занятия по астрономии мы начали с ознакомления детей с солнечной системой, которая представлена у нас объемным модулем, дидактическим материалом «Солнечная система» и картами солнечной системы и звёздного неба, материалом «Собери созвездие». Дети могут не только увидеть солнечную систему на карте, в энциклопедиях, на модуле, но и сами собирают систему из объёмных форм. Они раскладывают планеты (у каждой свой размер и цвет) по орбитам, обозначают орбиты цифрами, а планетам подбирают названия (интуитивное чтение). Попутно дети упражняются в различении цифр, цвета, развивают память.
Необходимо отметить, что развивающая среда нами постоянно обновляется, дополняется, расширяется. Мы не можем стоять на месте, потому что мы ориентируемся на развитие детей. Ведь дети растут в своём развитии, а среда должна опережать их.
Чтобы знать картину развития детей, увидеть нить «роста» ребёнка, «нормализацию» его поведения, мы завели на каждого ребёнка «лист наблюдения». По мере роста ребё нка мы заполняли лист по следующим параметрам: решается на самостоятельную работу; планирует и организует свою работу; может концентрироваться; может самостоятельно работать; демонстрирует терпение и выдержку; идёт на контакт со сверстниками; самостоятельно разрешает конфликтные ситуации; доводит начатое дело до конца, возвращает материал в исходную позицию. Результатами «нормализации» является высокая концентрация внимания на определённой деятельности, стремление к упорядоченной деятельности и любовь к работе, т. е. повышенная работоспособность, когда ребёнок отключается от всех раздражителей и сосредотачивается на определённой работе в подготовленной среде. И это те целевые ориентиры, к которым мы должны стремиться, решая задачи ФГОС.
Наша работа показала и доказала, что педагогическая система Марии Монтессори в союзе с тьюторством действенна, результативна и интересна, реализует Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.